Новости Северодвинска и Архангельской области

Блог Олега Химаныча

Об авторе:
Морской историк. Окончил Петрозаводский университет по специальности «история». Участник плаваний по Севморпути (1982-1991). Член Союза писателей России, Русского географического общества. Редактор еженедельника «Корабельная сторона».


  • Завещание вице-адмирала С.О. Макарова на постаменте Кронштадтского памятника.  Фото Олега Химаныча 


    «В любви к этому удивительному городу я готов признаваться бесконечно. Потому что всё живое и неживое здесь – от самого сурового камня, от самой беззащитной травинки насквозь впитало терпкий и пьянящий дух моря. Кронштадт будто рожден его созидательной стихией, и потому без военного флота выглядит сиротливо…». Этим моим словам шесть лет…


    А последний раз видел Кронштадт летом 2012 года. В каждый свой приезд в Санкт-Петербург, будь-то командировка или же отпуск, непременно еду в Кронштадт. Это всегда столь важно, необходимо потому, что город-форпост на Балтике всякий раз подпитывает меня некой энергией, даёт не только пищу для ума, но и заряд сил, чтобы уже в скором времени впечатления и размышления легли на бумагу свидетельством времени…

    Сегодня балтийский город-цитадель, по-моему, окончательно и целиком погрузился в атмосферу Военно-Морского музея - штатную и застойную. Почти на каждом углу – бюсты и памятники, якоря и цепи, мемориальные доски, чугунные изгороди и жерла пушек, кроваво-красный кирпич бывших крепостных стен и приземистые дома завекового возраста, заболоченные фортификационные рвы и береговой гранит, отшлифованный прибоем. Над всем величаво - купол Морского собора, который наконец-то вернули в лоно православия и уважения верующих мореходов.


    Нет в Кронштадте только самих моряков, и к причальным кранцам прильнули уцелевшие кораблики разгромленного флота… По гаваням то и дело снуют подлатанные, оборудованные для разъездов праздной публики судёнышки и катера. С их палуб туристам «демонстрируют» форты Кронштадта – когда-то неприступные, грозные цитадели, а сегодня руины, обломки, обильно размалёванные доморощенными граффити.

    Был будний день - пасмурный, но сухой. Праздной публики на улицах и набережной прогуливалось немного. Кронштадт будто совсем затих, задремал…
    В Средней гавани перешвартовывали действующее учебное судно «Перекоп» - ставили его бортом к причалу. И сердце ныло со стыда: 6 тысяч тонн водоизмещения на 138 метров длины у «Перекопа», а два портовых буксира-кантовщика, куча оранжевых спасжилетов на баке и юте, мегафонные рыки-окрики с ходового мостика, и около часа унылых мотаний судна по гавани! А ведь раньше бывало, такое делалось на собственных малых ходах, а то и вовсе тягой на шпилях, без какой-либо подмоги кантовщиков!
    Флот совершенно растерял ходовую практику!


    Основателю флота России Петру I и офицеру-первопроходцу Пахтусову с их гранитных постаментов видны отстойные гавани Кронштадта. Жаль, бронзовые изваяния лишены дара речи. Монумент адмирала Макарова, завещавший нам: «Помни войну!», будто устыдившись, стоит спиной к створам бывшей российской твердыни на Балтике.
    А ещё через шесть суток на беспомощно выглядевшем «Перекопе» произошла трагедия… Около полудня 31 июля 2012 года учебное судно вышло в Финский залив на стрельбы. Снаряд, выпущенный одной из его артиллерийских установок, каким-то образом попал не в муляж мины, которую следовало «расстрелять», а в… собственную шлюп-балку по левому борту. Осколками убило матроса, а ещё четверо получили ранения. Потом в газетах много писали, якобы во время злополучных стрельб погибший пытался вместе с сослуживцами… сфотографироваться для дембельского альбома у стреляющей пушки!



    Учебное судно «Перекоп» за шесть суток до трагедии. Фото Олега Химаныча 


    Естественно, такие выходки воспрещены и Уставом, и распорядком несения корабельной службы… Возбудили уголовное дело. Основных вопросов у следствия было два: как и почему во время стрельб моряки оказались на палубе и почему снаряд угодил в шлюп-балку? Но мы зададим ещё и свой: произошедшее - свидетельство «уровня» боевой выучки или же процветающего разгильдяйства? 

    К несчастью, сегодня весь наш флот лишился практической, если хотите - живой мореходной ауры, и Кронштадт здесь вроде лакмусовой бумажки. Морская державность России мучительно исчезала в 90-х прошлого века, в грязи и подтёках ржавчины, под синим свечением огоньков газорезок, улетучивалась с копотью и дымом кораблей, пущенных в утиль. Не могло быть иначе – разве есть флот без кораблей?! Уцелевшие из них доныне и скромные корветики из новостроя лишь имитируют для несведущего обывателя возрождение России в Мировом океане. Время от времени устаревшие БПК советской поры выбегают к Африке пугать пиратов на их пирогах под моторами. А ещё и доживающие свой век корабли (опять же советской постройки) напоследок своей жизни устраивают показательно-потешные бои в Средиземке. Но по большому-то счёту флот торчит на берегу, в сущности – бездельничает… Ах, да – чуть не забыл – атомный крейсер «Пётр Великий» в прошлом году ходил бороться с террористами в… море Лаптевых. Кого этот цирк мог впечатлить, даже не ведаю…


    Любопытные определения услышал в позапрошлом году: «командиры ноутбуков» и «сидеть на утилях». Первых удостоились офицеры, ныне коротающие служебное время за личными компьютерами, а второго служивые, что годами ошиваются на старых, списанных в утиль подлодках, пока тех не разделают на металл заводчане. И впечатление - весь наш флот сегодня «сидит на утилях». Причём, и ходовой тоже…

    Время от времени на сайте нашего издательства («Северная Неделя») вспыхивают прямо-таки яростные дискуссии читателей. Люди (их большинство) не понимают, или точнее – не хотят понимать, почему моряки, годами сидящие на берегу, с некоторых пор облагодетельствованы столь широкими материальными (и не только материальными) благами? Подчеркну особо – о тех, кто, рискуя здоровьем и жизнью, несут службу в океане, речь не идёт. Служивые, как правило, отвечают вопрошающим, мол, идите-ка и сами послужите…», и других доводов у них, в общем-то, нет. Намеренно не участвую в таких спорах, но внимательно их отслеживаю – как складывается общественное мнение, куда затем клонится? Всего несколько примеров из обильнейшей почты…

    Попов Александр Васильевич:


    «Господа военные! Оклады вам повысили в три раза. Значит, и спрос соответственно. Где этот спрос?! Вы на «Звёздочке» бок о бок с гражданскими. Они говорят, какие вы есть на самом деле. Вместо того, чтобы устыдиться, вы начинаете рассказывать байки про тяготы службы. Мы тоже не видим, как дети растут, все тратим на выживание семьи. Льгот и пайков, как у вас, не имеем, жилье по сертификатам не получаем. Сказанное не относится к морякам, которые в море. Там риск и труд. Их надо оплачивать достойно».

    Виталий:

    «Уважаемый господин Олег Химаныч! Как я понимаю, вы морской историк. Не социолог, не политик, не военный, не экономист, не юрист? Зачем лезть в область вне образования? Где было ваше «Золотое перо», когда военнослужащим не выплачивали денежное довольствие по 3-5 месяцев (1994 -1997), когда зарплата командира АПЛ была меньше водителя рейсового автобуса (1992- 1999)? Опубликуйте, пожалуйста, за Отчизну обидно!» 

    Коваленко Михаил, бывший военный – Виталию:

    «Я вам отвечу, где был Химаныч, «когда военнослужащим не выплачивали денежное довольствие по 3-5 месяцев», ну, и всё, о чём вы пишете… Он в это время защищал таких, как вы. Читайте его книгу «Третья Цусима». Не читали? Чего ж в дискуссию запускаетесь? Встречный вопрос: где были вы и вам подобные в этот же период, когда уничтожался флот, резались в утиль боеспособные корабли? Вы не только помалкивали, но и на парадах громко кричали «Ура!» Верховному Главнокомандующему Ельцину. Химаныч тогда же открыто выступал против этого преступления! Не читали?! Вы все эти годы трусили, а сейчас, когда дело коснулось ваших зарплат, стали смелыми. Как же! Задето святое! Мне за Отчизну тоже обидно, но и за таких, как вы».

    Наталья Владимировна - Виталию:

    «Смешной вы, Виталий, ей Богу! Если «морской историк Химаныч», по вашему, «лезет» в дела флота «вне образования», то, почему в его дела лезете вы? Почему «вне образования» военные пресс-службы возглавляют полковники? Командовали б в строевых частях полками. Почему «пресс-атташе Беломорской базы» являлся бывший мичман (!) без образования (!), каким-то образом дослужившийся до подполковника? Он в жизни своей заметки даже в стенгазету не написал, а пресс-атташе! Вы (вне своего образования) почему-то поучаете журналистов газет. С чего бы?»

    Савченко Александр Иванович:

     «Умиляет довод – «А сам-то служил?» А если и не служил, то что?! Есть люди гражданских профессий, которые не служили, а в море ходили и ходят больше военных, и характер океана им знаком лучше, чем иным так сказать «морякам». Но последние отчего-то убеждены, что мнение о флоте позволительно иметь только им, служащим?! Служащим, простите, где? На берегу?! И с раздражительным тоном понятно: с курсантской поры живут в казарме, куда «велено никого не пущать», и любую критику в свой адрес встречают, огрызаясь. Но тогда, откуда всезнайство и поучительство, если познания за порог казармы не распространяются? Отчего вдруг возомнили себя специалистами в других профессиях? С погонами сразу ума прибавилось?! Послушаешь, они знают, как надо журналистам писать, как оператору снимать, в краеведении они знатоки, а иной раз (сам свидетель), оказывается, и в медицине «непререкаемые авторитеты». Пришпоришь таких всезнаек, мол, ты, морячок, лучше своим делом займись, так обижаются…»

    Все письма оставляю без комментариев. Скажу только, что поучения военных, которые сами не терпят ответных возражений, мне тоже знакомы. Смешно таких «знатоков и учителей» слушать, но по должности иногда приходится. Своё же личное мнение о сегодняшнем дне выскажу...


    Большая беда настигла Россию – нет у неё флота, не вообще, а флота, который бы соответствовал державным её амбициям! Причём, ни военного, ни торгового, ни научного. И, похоже, в близком будущем его и не будет… Моряки они потому и моряки, что чаще в море, а не на берегу, и свой сытный кусок хлеба должны получать за хождение там – в море. Среди «сухопутных моряков» охотники поспорить на эту тему, как видим, находятся. А вот спорить, даже заочно, с радетелем и признанным идеологом флота российского адмиралом Макаровым никто из них не отваживается. Это ведь он, Степан Осипович предельно кратко и понятно сформулировал принцип боеготовности: «В море – дома».
    Верно, и возразить тут нечего.


    Олег ХИМАНЫЧ,
    морской историк

    14.02.2013     Просмотров: 7621     Комментариев: 8
    +  -



  • Мои плавания в Арктику на судах Северного пароходства прекратились в 1991 году. Некоторое время после я ещё продолжал наведываться в Заполярье, например, на Диксон, на Новую Землю или же на Кольский полуостров, но добирался туда исключительно самолётом. Рейсов по Севморпути, в какие я ходил с архангельскими моряками с 1982 года, мне уже не выпадало...

    Читать дальше

    14.01.2013     Просмотров: 4756     Комментариев: 4
    +  -
  • На прошлой неделе в морской гавани главной базы Балтийского флота России затонул сторожевой корабль «Неукротимый».


    Причиной ЧП сразу же была объявлена коррозия его корпуса, как следствие – многочисленные протечки, поступление забортной воды во внутренние пространства корабля. Экипажа на сторожевике не было, за живучесть его никто не боролся. В общем, утонул так утонул! И даже не беда, что случилось это в главной базе, так сказать, в непосредственной близости от адмиральских кокард – легендарный дважды Краснознаменный Балтийский флот в последние годы к позору, как и к бою, всегда готов!
    Как принято на похоронах, несколько слов о «покойном».

    Читать дальше

    09.11.2012     Просмотров: 5360     Комментариев: 4
    +  -

Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий