Новости Северодвинска и Архангельской области

Будем здоровы?

03.01.2017
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова

Главврач первой городской больницы Римма Карташова о том, на что могут рассчитывать пациенты в новом году.

Эпоха бесплатной медицины заканчивается, заявили эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в своём отзыве на проект бюджетного прогноза России, направленном в Минфин. Главврач Северодвинской первой городской больницы и депутат Архангельского областного Собрания депутатов Римма Карташова считает, что в ближайшей перспективе этого нам бояться не стоит, всё же  бесплатная медицина гарантирована нам Конституцией. Наш предновогодний разговор с Риммой Николаевной о том, на что точно могут рассчитывать северодвинские пациенты в новом году.

Есть кому лечить
- Римма Николаевна, сегодня есть кому нас лечить?

- Кадровая ситуация в нашем городе, я считаю, удовлетворительная. За последние годы во все наши больницы пришло много молодых специалистов - врачей разных специальностей. Конечно, дефицит кадров ещё остаётся, особенно хирургического профиля: хирурги, травматологи, анестезиологи, те специальности, которые, как мы считаем, наиболее тяжёлые. Но очень обнадёживает, что в последние годы наш Северный государственный 
медуниверситет значительно увеличил приём абитуриентов по целевым направлениям от лечебных учреждений. От нашей больницы сейчас больше двадцати человек учатся в СГМУ. И вероятность, что они придут к нам работать, конечно, очень большая. Целевикам мы доплачиваем стипендию; если они желают прийти к нам на практику, мы оформляем их на работу, выплачиваем заработную плату.

- С учётом того, что интернатуры больше не будет, нет опасений, что придут непрофессионалы?

- Мы заранее знали, что будет ликвидировано обучение через интернатуру, что терапевты и педиатры сразу пойдут вести приём. Думаю, всё будет хорошо. Будем помогать, восстанавливать институт наставничества, молодым врачам будут помогать опытные врачи, имеющие большой стаж.

- Не будет же опытный врач сидеть рядом на приёме?

- Не будет, но это и не нужно. Молодой врач окончил университет, в случае необходимости он посоветуется, сверит свою тактику.

- Это терапевты, а узкие специалисты?

- Все узкие специалисты пойдут через клиническую ординатуру. Будем направлять в зависимости от того, какие специалисты нам будут нужны. Кроме того, зная, что нас ждёт, в последние два года я предлагала нашим выпускникам, которые учатся по целевому направлению, пройти обучение по узким специальностям. И  они успели окончить интернатуру и курсы профессиональной подготовки.

- У вас в поликлинике сейчас есть все узкие специалисты, которые должны быть?

- Сейчас нет только гастроэнтеролога. Но по гастроэнтерологии у нас имеют подготовку все врачи общей практики, они могут назначить грамотное лечение и обследование. В ближайший год-два планируем подготовить специалиста из терапевтов.

- Удаётся вам выдерживать те сроки, в которые пациенты должны попасть на приём к узкому специалисту в соответствии с программой госгарантий?

- В нормативы мы укладываемся. Только с эндокринологической помощью были проблемы - у нас пока работает один эндокринолог, второй в отпуске по уходу за ребёнком. Сейчас ситуация исправляется.

К сожалению, мы не укладываемся в нормативы по обследованиям. Во-первых, изменяются стандарты. Например, всем, кто проходит диспансеризацию, нужно провести ультразвуковое исследование. Для нашей поликлиники это дополнительно восемь тысяч ультразвуковых исследований, поэтому здесь, конечно, задержки есть. Вторая причина - оборудование. Если бы было больше оборудования, мы могли бы больше посмотреть пациентов. Мы получили оборудование в рамках реализации нацпроектов пять лет назад, и уже после этого мы докупали  за счёт предпринимательской деятельности ультразвуковые аппараты, но нам их всё равно не хватает. Оборудование будем докупать, специалистов уже готовим, чтобы решить эту проблему.

- Раньше, чтобы записаться на приём к врачу, пациенты у вас ещё до открытия поликлиники на крыльце стояли. Сейчас не стоят?

- Нет, сейчас не стоят. В последние годы внедрены самые разные методы записи на приём. Начинали с инфоматов, сначала боялись, как наши бабули будут записываться, но научились, записываются. Также теперь через Интернет можно записаться и просто в регистратуре. Конфликтных ситуаций, конечно, стало значительно меньше. И хочется сказать, что мы вошли в проект «Новая регистратура», который планируем завершить в новом году. Это позволит посетителям поликлиники чувствовать себя более комфортно и меньше тратить времени на запись к специалистам.

- Чем сейчас чаще болеют северодвинцы, сказываются ли экономические сложности? На что нужно обратить внимание?

- Мы давно говорим: кризис, кризис, но каким-то коренным образом экономическая ситуация не влияет на заболеваемость. Смертность не увеличилась, структура по заболеваниям не изменилась. Чаще всего северодвинцы болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Распространены эндокринные заболевания. Довольно часто выявляются сахарный диабет и ожирение. Причина - неправильный образ жизни, вот на это надо обратить внимание.

Заболеваемость у нас стала выше, но я связываю это с тем, что теперь проводится диспансеризация всего населения и при обследованиях вероятность выявления  заболеваний значительно выше, чем просто по обращениям, ведь большинство у нас не любит ходить к врачам и тянет до последнего. А многие заболевания на ранних стадиях протекают без симптомов...

Сокращать и добавлять
- Уже «под ёлочку» на сессии областного Собрания были внесены изменения в бюджет фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год. Чего нам ждать?

- Изменения коснулись размера субвенции федерального фонда ОМС, она уменьшена на 879 миллионов 497 тысяч рублей. В целом денег у фонда на следующий год будет больше, чем в 2016-м, но недополученные 879 миллионов, конечно, скажутся на работе. Теперь на эту сумму нам придётся уменьшать тариф на оказание медицинской помощи. Финансирование на одного пациента сокращается примерно на 4%. Сегодня в тариф включены зарплата, начисления, расходы на медикаменты, на питание, оплату коммунальных расходов, текущие ремонты. Думаю, понятно, на что мы уменьшим свои расходы. Зарплату мы не имеем права сокращать, расходы на медикаменты - тоже. Опять будут страдать текущие ремонты.

- А совсем недавно медикам обещали повышение зарплаты…

- Много что говорили, информация противоречивая. Нам министерство и фонд разрешили повышение зарплаты на 4-5%. Эти средства заложены, и не больше.

- Программа госгарантий на 2017 год изменилась?

- Программа только-только подписана. На днях встречались с членом Совета Федерации Людмилой Павловной Кононовой, она входит в правление федерального ФОМС, говорили на тему объёма госгарантий. По предварительной информации, больших изменений нет. Будут выделены дополнительные большие деньги на санитарную авиацию, на скорую помощь, на информатизацию, телемедицину, дистанционное консультирование.

- У вас в этом году прошло серьёзное сокращение коечного фонда. Как пережили?

- Да, у нас прошли сокращения в 2016 году. Прошли так, что никто и не заметил, сроки плановой 
госпитализации в стационар не нарушались. Мы сократили в каждом отделении по нескольку коек. К примеру, в кардиологии сократили, потому что стали тесно работать с ЦМСЧ-58. Сейчас всех пациентов с инфарктами миокарда скорая сразу везёт в ЦМСЧ-58. Там проводится ангиография и другие современные оперативные методы лечения. Используются современные методы лечения, которые в нашей больнице никогда не внедрить, потому что у нас нет хирургической службы, у нас нет ангиографа. Да это и не нужно, чтобы в нескольких больницах города устанавливалось  такое дорогостоящее оборудование... Мы сократили там, где это было можно, безболезненно. У нас было 240 коек, сейчас 187.

- Есть какие-то задумки на будущее или пока работаете в режиме выживания?

- Мы планируем развивать геронтологическую помощь, это сейчас очень нужно. Наш город, некогда считавшийся молодым, стремительно стареет. В нашем стационаре терапевтического профиля  больше 70% пациентов - это лица пенсионного, преклонного возраста. Мы планируем, что в 2017 году у нас появится геронтолог - врач, который будет консультировать пожилых людей по показаниям по направлению терапевта.

В этом году у нас открылись койки медицинской реабилитации, мы дальше будем их развивать. Сейчас койки открыты только при первичном сосудистом отделении. У нас этапность: пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения поступают в первичное сосудистое отделение, там есть определённые сроки – две-три недели, чтобы снять острые явления, а дальше пациент идёт на койку медицинской реабилитации. Есть медицинский психолог, логопед,  специалисты ЛФК, которые с этими пациентами занимаются. С койки медицинской реабилитации больные попадают на койки сестринского ухода, и там реабилитация продолжается.

Мы будем эти направления развивать, потому что, я считаю, неправильно, когда больницы друг у друга вырывают что-то. Каждый должен занять свою нишу, заниматься тем, что у него есть, и развивать эти направления. Мы хотим, чтобы у нас не только неврологический профиль был, хотим, чтобы были койки медицинской реабилитации кардиологические, пульмонологические. Пусть несколько коек откроем, но чтобы они были профильными. Также планируем в следующем году открыть кабинет врача-гематолога, который будет вести пациентов с заболеваниями крови.

- Спасибо большое за разговор и успехов вам в работе, мы все в этом очень заинтересованы. 

- Спасибо. И хочу поздравить всех жителей города с наступающим праздником. Конечно же, прежде всего желаю всем здоровья!

Большое видеоинтервью с Риммой Карташовой смотрите здесь.

Беседовала Оксана КОЗИЦЫНА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий