Новости Северодвинска и Архангельской области

«Любимая операция? Та, которая не случилась»: интервью с врачом ЦМСЧ №58 по поводу работы и праздника

16.06.2019
Изменить размер шрифта
Фото Анатолия Шатрова

У заведующего отделением травматологии и ортопедии ЦМСЧ №58 Ивана Кононюка на разговор есть полчаса, не больше. День расписан плотно обязанностями руководителя, оперирующего доктора и – нескончаемо - бумажной работой. 

Если раньше операционная активность отделения составляла 20 процентов, то сегодня 70 процентам поступающих больных проводятся оперативные вмешательства, экстренные и плановые. «Раньше нам хватало двух операционных дней, сегодня и пяти мало», - говорит заведующий о нагрузке.

Увы, все возрасты покорны
- В прошлом году сделали 50 операций по эндопротезированию тазобедренных суставов. В нынешнем году запланировано более 60, - рассказывает о высокотехнологичных операциях Иван Владимирович. – Это больше, чем предусмотрено квотами федеральными и по ОМС. Но всё равно очередь растёт.

- Серьёзная проблема для северодвинцев?

- Потребность очень большая. Уровень заболеваемости тазобедренных суставов в Северодвинске выше, чем в Архангельске. Есть у нашего города особенности… Очень много асептического некроза, то есть нарушается питание головки бедра и происходит её разрушение. Причём чаще встречается у молодых людей. 

- У молодых?!

- В двадцать семь – тридцать лет. И как правило, это заводчане. Хотя делаем подобные операции и неприкреплённому контингенту.

- Есть ли возрастные ограничения? Ведь у старших всё сложнее – перелом шейки бедра может закончиться катастрофой. 

- У пожилых, к сожалению, она не срастётся. Но если нет противопоказаний, возрастных людей стараемся оперировать. Абсолютные противопоказания – недавний инфаркт или инсульт, психические проблемы.

- Как не заводчанин может попасть на операцию?

- По федеральной квоте или через ОМС. Берём всех, но не хватает протезов. Поэтому и копится очередь. Она уже больше года. 

- Протезы импортные?

- Американские и германские, не магнитные, из сплавов титана. С такими можно проходить МРТ. 

- А если бы в них не было ограничения?

- Всё равно больше ста протезирований сделать не сможем. Потому что план на год - 200 операций всех видов. Но приходится делать больше, чем оплачивает ОМС. 

Шпильки – это красиво, но…
- К тяжёлым последствиям приводит отношение людей к своему здоровью?

- Многое зависит от доступности медпомощи. Иностранных коллег удивляет, с какими сложными, запущенными случаями нам приходится справляться. И это говорит не о том, как человек к себе относится, а о том, что он не может вовремя попасть на лечение.

- Насколько я знаю, вы планируете заняться новыми для отделения операциями.

- К концу этого года - эндопротезированием коленного сустава.

- С подобной проблемой многие больные ждут вызова из столичных клиник. Однако при возможности выбора…

- Большое значение имеет то, где будет находиться лечащий доктор, ведь после операции это очень важно. И потом, на всю жизнь сустав поменять невозможно. Лет через десять – пятнадцать изнашиваются трущиеся детали.

- Но у вас и без этого очень много работы.

- Надо развиваться. Необходимость в таких операциях большая.

- Если говорить о профилактике болезней ног, к женщинам на шпильках вы как относитесь?

- Очень хорошо. Иногда, правда, они становятся нашими пациентками. Но эстетическое удовольствие требует жертв.

Дисциплинарный гипс
- Об экстренных случаях. Гипс при переломах незаменим?

- Современные импланты такого высокого качества, что в основной массе можно лечить без использования гипсовых повязок. По большому счёту, накладывая их, защищаем свою работу от случайных повреждений, чтобы потом не переделывать.

- Кость неправильно срослась – таких случаев стало меньше?

- Они достаточно редки. Раньше люди на вытяжках месяцами лежали, и всё равно кость могла неправильно срастись. Теперь мы практически всех оперируем, если, конечно, нет противопоказаний. Это даёт лучшие результаты. И по времени выздоровления тоже. Например, при переломе лодыжки человек обычно носил гипс около трёх месяцев. Сейчас после операции гипс накладываем больше как дисциплинирующую повязку, на полтора месяца. То есть около двух месяцев выигрываем по срокам трудоспособности.

- С «пьяными» травмами много пациентов?

- Нет. Процентов 7-8. Наш контингент – работники заводов, и потому ответственности больше: семья, кредиты. Остаться без оплаты больничного – трагедия. «Пьяных» случаев стало меньше. Снизилось в последние годы и количество черепно-мозговых травм.

- А травмы летнего сезона?

- Всё зависит от погоды. Чем жарче, тем больше травм ныряльщиков, ожогов, полученных на шашлыках, и других. 

- Самое авральное для отделения время?

- Весна, осень, когда гололёд.

Главное – здоровья
- Ну и конечно, о главном – о коллективе.

- Он у нас увеличился: стало два травматолога, три нейрохирурга, более 29 медсестёр. В первую очередь с Днём медработника поздравим наших главных помощников – медсёстер. Основная забота по выхаживанию пациентов на них, при небольших зарплатах и тяжёлых ночных сменах.

- «Любимая операция» - странно звучит, но у вас есть такая?

- Та, которая не случилась.

- Знаю, каково это, когда работа не выходит из головы. Но не представляю, как могут с этим жить врачи.

- Дома надо отключаться, иначе долго не проработаешь. Со временем научился.

- На что переключаетесь? 

- Дети – у меня две дочки, ещё рыбалка. 

- Ваши родители наверняка были рады, когда вы поступили в медицинский вслед за старшим братом (Алексей Владимирович Кононюк – врач – травматолог-ортопед). Два доктора на семью!

- Возможно, были рады. А сейчас, наверное, не очень. Слишком много рисков появилось в нашей профессии. Теперь мы – сфера услуг в условиях потребительского терроризма, я бы так сказал. Но это уже другая тема. Романтика уходит. Своим детям не посоветую медицину. 

- Иван Владимирович, что пожелаете коллегам в профессиональный  праздник?

- Главное – здоровья. И чтобы были все возможности для нормальной работы.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА
Газета "Вечерний Северодвинск", 24-2019

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий