Новости Северодвинска и Архангельской области

«У депутатов есть где выпустить пар»

27.11.2016
Изменить размер шрифта
Фото Игоря Березина

Заместитель председателя Горсовета Владимир Рудь о бюджете, законах и справедливости.

- Владимир Антонович, давно хотела спросить: почему заседания городского Совета такие скучные?

- Скажу банальность, но у депутатов есть где выпустить пар - это комитеты. И чем лучше подготовлен вопрос, тем быстрее он принимается на сессии. Кроме того, чем меньше полномочий, тем меньше поводов для драк. А полномочия у нас федеральная власть откусывает хоть и понемногу, но регулярно. Вы же помните наши битвы за тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг. Раньше бились за каждую копейку с квадратного метра. Теперь цифры нам спускают сверху.

- Зато в вашем ведении остаются все вопросы, касающиеся бюджета города. И в этот раз, как и в прошлом году, вы не знаете, сколько городской казне ждать от щедрот областных?

- Только приблизительно. Реальные цифры мы узнаем позже, когда они будут внесены в областное Собрание. В прошлом году мы были единственными в области, кто верстал трёхлетний бюджет. А областные депутаты, как и Госдума, принимали бюджет на год. В этот раз они также вернулись к трёхлетнему.

- Это хорошо или плохо?

- Мы можем только догадываться, как у нас всё будет: хорошо или плохо. Но при трёхлетнем бюджете есть понятная перспектива: что будет дальше делаться в Северодвинске, и не в мечтах, не на пальцах, а со строкой в бюджете. И у администрации, и у предпринимателей, работающих с нами, меньше головной боли. Взять, к примеру, «беломорский» коллектор. Заключили контракт на три года - и закончились истории «закопать – раскопать». Люди спокойно работают, понимая, что за три года они должны сделать работу. Они могут покупать необходимую технику и материалы не на авось, а под конкретные работы. 

- Каким будет бюджет 2017 года?

- Прослеживается стабильность. Как и год, и пять, и десять лет назад, городской бюджет имеет социальную направленность. Самое большое поступление денег в бюджет мы получаем от налога на доходы физических лиц – более 87 процентов. Всё остальное – это налог на землю, «вменёнка» (ЕНВД), аренда и так далее.

- И по традиции самый жирный кусок бюджетного пирога уйдет на образование?

- Всегда больше половины уходит на образование. И основные вопросы, которые возникают по управлениям образования и культуры, – это расходы на содержание имущества. Эксплуатируем – должны ремонтировать. Не эксплуатируем – продавать. Помещения, которые мы не используем, – это лишняя нагрузка на бюджет. 

- С каждым годом муниципальная собственность морально стареет, ветшает. Многие объекты остаются невостребованными: не находятся желающие ни в аренду взять, ни выкупить.

- Согласен, по некоторым объектам возможность продажи упущена. Но принятие решения по ним откладывалось именно потому, что в случае продажи городская власть уже не могла контролировать дальнейшую судьбу здания. Вспомните историю с ООО «Книжный». Депутаты очень тщательно обсуждали вопрос, продавать или не продавать. А если продать, где гарантия, что в этих отдельно стоящих объектах мы не получим очередные винно-водочные распивочно-закусочные?

- Вопрос эффективности использования муниципального имущества волновал вас, когда вы находились в ранге рядового депутата. Что-то изменилось?

- Работа ведётся планово. И, сравнивая ситуацию пяти-десятилетней давности, скажу, что от многих вещей мы отказались. Нам говорят: нет денег – привлекайте инвестиции. Причём в идеале эти инвестиции должны быть каким-то образом подконтрольны администрации. Так мы приходим к частно-муниципальному партнёрству.

- Как это будет выглядеть в реальной жизни?

- Допустим, есть муниципальный объект, который мы не используем и на который есть покупатель. И как только мы этот объект продаем, мы получаем энную сумму в бюджет, но при этом полностью теряем над ним контроль. А полноправный собственник волен делать с объектом всё, что захочет, если это не противоречит закону. Именно так и появляются проклинаемые многими жителями «наливайки».

Есть идея составить список тех зданий и сооружений, которые нам не нужны, но которые могут и должны нести некую социальную нагрузку. Например, давно говорят о создании частных детских садов. Да, у нас есть в городе детсады, которые мы уже не сможем восстановить, и не потому, что не хотим, а потому, что элементарно не потянем финансово. Давайте попробуем другой вариант: мы предоставим желающим здание, допустим на десять лет, они вкладывают туда деньги и открывают в здании частный садик. Вот этот вариант развития событий мы точно сможем проконтролировать. И я считаю, чтобы по полной использовать имеющиеся объекты, именно в этом направлении нужно двигаться. 

- Как из года в год не меняется структура бюджета, так неизменно стоит вопрос о ремонте дорог.

- В этом году на содержание, уборку и ремонт дорог ушло порядка 390 миллионов рублей. В 2017 году ожидаем примерно столько же: от «Платона» не меньше 70 миллионов, из дорожного фонда - 63 миллиона. Будем доводить до ума участки Кудемского шоссе. Для тех, кто выезжает за город, это очень важное направление.

- Не мало?

- Сколько можем. Нам хватило этих денег, чтобы капитально отремонтировать проспект Победы и подъездные дороги к Северодвинску. Считаю, что в этом году у нас с ремонтом дорог было всё гораздо веселее, чем обычно. И общее впечатление по городу нормальное.

Основная проблема - это так называемый Онежский тракт, очень популярное у дачников направление. И каждый год с начала дачного сезона все звонят нам: «Когда вы будете делать дорогу?» А мы не имеем права её ремонтировать и забрасываем письмами владельца дороги - Архавтодор и прокуратуру, чтобы на этом направлении навели хоть какой-то порядок. Но сколько бы мы ни объясняли, что дорога не наша, у северодвинцев есть четкое мнение, что именно мы ничего не делаем.

- Внутриквартальные проезды — это точно ваше.

- С ними складывается очень странная ситуация. Допустим, заложили на ремонт дороги во дворе 150 тысяч рублей. Отмеряют кусок ровно на эту сумму - и больше ни сантиметра! А то, что сразу за границей этого участка ямы, уже никого не волнует. Почему не добавить к этой сумме еще 20 тысяч и не решить проблему сразу? Нельзя, говорят нам в комитете ЖКХ, ремонтируем только то, что запланировали. Там почему-то не хотят видеть общую картину по городу. А не проще ли сказать людям: «Потерпите в этом году без ремонта, зато в следующем сделаем всё»? Я считаю, что подход должен быть именно такой, а не как сейчас: тут наляпали, там наляпали, а жители как жаловались на состояние дорог, так и продолжают жаловаться.

- Помнится, депутаты рекомендовали администрации уделить особое внимание срокам проведения ремонтов, потому что проведение аукционов и заключение контрактов растягивалось чуть ли не до первого снега.

- Есть положительные сдвиги по срокам. В этом году мы начали ремонты уже в апреле - мае. Для сравнения, Архангельск «вышел на дороги» только в июле. Мы в обязательном порядке прописываем, что самое позднее в марте должны пройти конкурсы. Это и нам выгодно, и дорожникам. Потому что ранней весной, пока нет ажиотажного спроса на материалы, они могут существенно сэкономить. В нормальные сроки и нормальную погоду можно сделать нормальную дорогу. 

- О наболевшем - о парковках на газонах. Очевидное нарушение, которое наказанию не подлежит по причине отсутствия чёткого определения, что такое газон.

- Да уж, проблема всей страны. У меня и моих коллег городских депутатов это тоже вызвало недоумение: вроде бы проблема местного самоуправления, а на месте не решаема. Разве нам не по силам навести в городе порядок так, как считаем нужным? Мы писали во все инстанции - результата ноль. В Госдуме свердловские депутаты уже зашевелились по этому вопросу. Дума новая, еще не забронзовевшая, может, что получится. Если на федеральном уровне будет определён порядок, мы готовы хоть завтра взяться за решение этой проблемы. Думаю, и предпринимателей это подстегнёт делать больше парковочных мест у своих объектов.

- Ещё одна больная тема – это взносы на капремонт и его качество.

- Я молчу про механизм формирования областной программы капремонта. Систему необходимо совершенствовать. Но главное, чтобы люди увидели: дома реально капитально ремонтируют. А на деле что? В этом году на нескольких объектах подрядчики не успели выполнить ряд работ. У жильцов  множество неудобств. Было бы логичным, если бы, помимо штрафных санкций, недобросовестные ремонтники платили ещё и компенсацию за моральный ущерб.

Основная проблема, как я её вижу, - это отсутствие опыта. Дело новое, рынок неизученный. И лезет сюда кто угодно. Сейчас областное Собрание подготовило список добросовестных подрядчиков, которые выполняли работу нормально. И теперь только они могут участвовать в этих конкурсах.

- И как на это отреагирует ФАС, другие добросовестные подрядчики, кто ещё не работал у нас, но хорошо зарекомендовал себя в других регионах?

- Честно? Не знаю. Есть информация, что кто-то уже в суд подал. Пока есть только решение областного правительства. Посмотрим, что изменится.

- Область обижает Северодвинск, обходит вниманием?

- Если известны правила игры - обид не будет. Например, когда стала известна формула работы дорожного фонда, всё стало проще и понятнее. Раньше эти деньги делились непонятно по какому принципу. Сейчас есть чёткий порядок расчёта суммы, и нас здесь уже ни обмануть, ни обделить не получится.

- Хорошо бы по всем строчкам областного бюджета разработать чёткие формулы распределения средств с учётом социально-экономических показателей. 

- Это было бы замечательно. Не секрет, что наш город на данный момент перевыполняет план по расселению из ветхого и аварийного жилья. А другие города и районы нашей области серьёзно отстают. Наш плюс и их минусы в среднем по больнице дают картинку, что в регионе эта программа не без замечаний, но выполняется.

Северодвинск в масштабах области — город-донор, так же как и Мирный, потому что у нас практически всё трудоспособное население трудится на предприятиях оборонки - на официальной заработной плате. Отсюда и собираемость налогов высокая. Значит, и внимание к Северодвинску должно быть особое, и вкладывать в него нужно по максимуму и помогать, чтобы он и дальше развивался, и приносил ещё больше денег.

Беседовала Елена САДОВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий