Новости Северодвинска и Архангельской области

«Я просто играю в игру, которую люблю»

20.02.2015
Изменить размер шрифта
Фото Дины Мошкало, телекомпания «Игра-ТВ»

Ольга Быкова представляет Архангельск в телевизионном клубе знатоков «Что? Где? Когда?»

«Ольга Быкова, Архангельск», - так 22 марта прошлого года Борис Крюк, ведущий «Что? Где? Когда?», представил на Первом канале дебютантку интеллектуального клуба. Тогда Ольга была признана лучшим знатоком игры и сразу запомнилась зрителям.

Оля Быкова – выпускница архангельской гимназии №6. Она окончила бакалавриат МГИМО по специальности «Международная журналистика», в этом году оканчивает магистратуру. Параллельно преподает в альма-матер норвежский язык, международный экзамен по которому сдала в Осло. В «Что? Где? Когда?» играет с восьмого класса. Учась в институте, представляла команду МГИМО на разных турнирах, где девушку и заметили знатоки со стажем и представители телекомпании «Игра-ТВ». Оля прошла серьезный отбор и стала участницей команды новичков Бориса Белозёрова. Мы беседуем с Ольгой в Архангельске, куда она приехала на каникулы. Вопрос – ответ, почти как в «Что? Где? Когда?». Только минуты на размышление нет.

Отличница с четверкой по поведению
- Оля, когда вы почувствовали себя умной девочкой?

- Ой, я до сих пор не чувствую себя умной девочкой! Когда ты понимаешь: вот, я умен - это точка, после которой перестаешь развиваться. Я не считаю, что у меня есть право думать, что я умнее и лучше других.

- А как вы чувствовали себя среди сверстников в детстве, в школе?

- Хорошо чувствовала. Я до одиннадцатого класса играла в казаки-разбойники во дворе с детьми всех возрастов. Может быть, сейчас я более закрытой стала, потому что в Москве такой ритм, что больше устаешь, меньше остается сил на общение. Но это для посторонних. А с одногруппниками, например, мне очень приятно и легко общаться.

- Читала, что у вас все одиннадцать лет школы были одни пятерки...

- Да-да. И в институте не было ни одной четверки.

- Как это возможно?!

- Не знаю... Может быть, всем кажется, что я очень много учу. На самом деле никогда такого не было. Я ходила на какие-то пары, на какие-то не ходила. Сдавала что-то в срок, что-то не в срок... Просто, думаю, мне учеба легче дается из-за памяти. У нас в институте многие ребята испытывают проблемы с языками, учат, не спят ночами. Мне очень повезло, у меня язык не отнимает много времени. Не потому, что я его не учу, а потому, что мне достаточно, например, один раз прочитать новые слова, чтобы их запомнить.

- Неужели в школе ни разу не было плохой отметки?

- По поведению были. Четверки.

- Что такого страшного вы делали?!

- Мне кажется, из-за того, что быстро усваивала материал, я начинала вертеться, разговаривать, у меня оставалось время порисовать, пошутить...

- Вы учились в престижной школе с углубленным изучением английского языка – в шестой гимназии Архангельска. Это важно, в какой школе учиться?

- Когда в непрофильной школе кто-то один выделяется, с ним все носятся, в него вкладываются. А у нас умных ребят было много, поэтому я не помню, чтобы ко мне, например, было какое-то особое внимание. И не знаю, потеряла я в этом или приобрела. Самостоятельность, которую нам давали, - это тоже плюс.

Но в целом у нас была очень сильная подготовка. Когда поступаешь, например, в МГИМО, ты думаешь, что английский – это очень сложно, ты никогда не потянешь его в столичном вузе, который профилируется на языках. А потом оказывается, что ты можешь говорить лучше многих, если не лучше всех в группе, и что ты прекрасно все понимаешь. За английский я очень благодарна своей школе и своим преподавателям: и Галине Павловне Орловой, и Ольге Ивановне Решетниковой. 

«Моя мама, конечно, святой человек...»
- Насколько я знаю, вы поступили в МГИМО благодаря участию в передаче «Умники и умницы» на Первом канале.

- Я дошла до финала, но победителем не стала, поэтому поступала на общих основаниях. Но «Умники и умницы» помогли мне: я еще больше загорелась желанием поступить в МГИМО, это какой-то стимул мне дало.

- Чтобы попасть на передачу, вы писали эссе, в том числе «Кого бы я назвала королем поэтов». И кого назвали?

- Цветаеву. Она королева не потому, что лучше всех пишет (поэтов нельзя сравнивать), а потому что только у нее, на мой взгляд, во всем так проявлялись природный аристократизм и благородство.

- Оля, во сколько лет вы читать научились?

- Довольно поздно, года в четыре.

- Это поздно?!

- Мне кажется, да. Я все время слышу истории про детей, которые начали читать в два. Но мама говорит, я никогда не читала по слогам, сразу бегло.

- Вы упомянули маму. Наверно, ваша семья многое дала вам...

- Папа научил меня рисовать. Никогда не ходила ни на какие курсы, но у меня вроде неплохо получается. Я сейчас очень много рисую, стараюсь не забрасывать. Правда, папа мне говорил: «Никогда не пой. Ты поешь плохо». Я действительно плохо пою!

Я очень благодарна бабушке. Она много времени проводила со мной. Я никогда не чувствовала себя забытым или ненужным ребенком, даже когда родителям надо было работать. Бабушка – учительница русского языка и литературы, кстати. Она, думаю, привила мне и чувство юмора, потому что была очень веселым человеком...

И мама, конечно. Сколько она в меня терпения, сил, тревог каких-то вложила... Она до сих пор переживает за мои оценки. Мне кажется, я из-за экзаменов уже так не переживаю, как она. Моя мама, конечно, святой человек, и я очень ее люблю.

- И стараетесь чаще приезжать к ней?

- Да, конечно. Я, например, не понимаю ребят, которые говорят, что звонят домой раз в неделю. Мне не хочется отчитываться перед мамой за каждый шаг – и это нормально, когда ты вырастаешь. Но я, например, не могу уснуть, не узнав, как у нее дела. Я ей звоню не потому, что должна ей что-то рассказать про себя, не потому что она меня контролирует, - мне важно знать, что у нее происходит.

«Как будто у тебя в голове обезьянка бьет в тарелки!»
- С какого возраста вы начали смотреть «Что? Где? Когда?»?

- Не могу вспомнить точно. Но очень хорошо помню, что вначале «Что? Где? Когда?» для меня было связано даже не с тем, что мне очень нравилась передача, а с тем, что мне разрешали не идти спать в девять или в десять вечера, а посидеть до ночи. Мне казалось, что это так круто, что я такая взрослая!

- А кто из знатоков больше нравился, был авторитетом?

- Понятно, что Александр Абрамович Друзь приходит в первую очередь в голову, даже тем, кто не знаком с «Что? Где? Когда?». Я, конечно, помню его игры. Но мне всегда очень нравилась команда Балаша Касумова. Илья Новиков казался и сейчас кажется очень хорошим знатоком и очень умным человеком.

- Что вы чувствовали, когда первый раз шли на игру?

- Когда мы с ребятами еще только были претендентами в новую команду, нас позвали в студию на прямой эфир. Это, конечно, волшебно: ты видел все по телевизору – и вот стоишь в Охотничьем домике, и звучит эта музыка, и начинает говорить Борис Крюк...

А когда я играла... Мне нужно было сделать три шага от выхода до кресла. Я думала: задача у тебя одна – ничего не опрокинуть, не упасть самой, дойти. Я на самом деле смутно помню первую игру, потому что ощущение было... как будто у тебя в голове обезьянка бьет в тарелки!

- Тем не менее вы стали лучшим игроком, получили приз - «Хрустальный атом». Где он хранится, к слову?

- Дома, в Архангельске. Мама попросила его привезти. Но она, видимо, не ожидала, что он ужасно тяжелый! Еле довезла!

- Во время игры вы полностью сосредоточены на вопросе? Или все-таки мелькают мысли: как я сейчас выгляжу, в порядке ли прическа?

- Нет, совершенно нет. Потому что когда играешь, ты впадаешь в такой азарт...

- ...и не обращаешь внимания на камеры?

- Да. Поэтому нас все время учат, чтобы мы, когда отвечаем на вопрос ведущего, смотрели в камеру, которая снимает нас. Но всем почему-то кажется, что нужно говорить с ведущим, которого все по необъяснимым причинам ожидают увидеть под потолком.

- Давно хотела узнать, что происходит в Охотничьем домике, когда зрители в прямом эфире смотрят рекламные паузы.

- Все обычно выходят на улицу и стараются отдышаться, потому что в домике душно: маленькое помещение, много людей плюс свет софитов.

«Не нацелена на популярность»
- После того как вы проснулись знаменитой, легче ли стало жить, преподавать, общаться?

- Да нет, я бы не сказала. Меня, скорее, пугает, когда в аудиторию заходит кто-нибудь из лекторов и говорит: «Вот у нас девушка играет в «Что? Где? Когда?». Давай встань, задай вопрос...» Я не публичный человек, не нацелена на популярность.

- Прочитала на одном из форумов: «Ольга Быкова - это самый красивый знаток за всю историю ЧГК!» Вас сравнивают с советской актрисой Людмилой Марченко, американской актрисой и моделью Хлоей Мориц и даже прокурором Крыма Натальей Поклонской? Как вы к этому относитесь?

- (Смеется.) С Марченко, может, и есть что-то общее... Сходство в первую очередь проявляется в манерах. Но я не могу о них судить, потому что, например, не видела фильмов с Хлоей. А вообще, меня такие сравнения не задевают: и не расстраивают, и приятно не бывает.

- А как не зазвездиться? Как собой остаться?

- Мне сложно ответить, я не предпринимала никаких попыток не зазвездиться. Потому что я не считаю, что делаю что-то особенное. Я же не написала гениального романа столетия или картины, которая многих трогает до слез. Я просто играю в игру, которую я люблю. Стараюсь делать это хорошо, помогать своей команде. Мне кажется, это не заслуга моя - это то, что мне нравится, с чем повезло.

Везение и Гарри Поттер
- Оля, откуда у вас интерес к норвежскому языку?

- На самом деле к нему не было интереса. Норвежский достался по разнарядке в институте. Стала учить, язык оказался очень красивым, мелодичным. И культура страны мне тоже нравится, и сама страна.

- Дважды вашей команде выпадали вопросы, связанные с Норвегией. И на оба вы ответили. Помогло знание языка?

- При ответе на первый вопрос не помогло. Я никогда не была в Тромсё, никогда не видела эти мусоропроводы, о которых был вопрос. Ответила по наитию. А при ответе на второй вопрос – о норвежском флаге, конечно, помогло. Этот флаг постоянно видишь на учебниках, на рабочих тетрадках...

- Это везение. Вы вообще человек везучий?

- Мне, скорее, везет глобально, чем в каких-то мелочах. Мне очень везет с людьми, которые меня окружают, с друзьями. С тем, что так сложилось со «Что? Где? Когда?».

- Какие перспективы у команды Бориса Белозерова?

- Скорее всего, мы сыграем в юбилейном сезоне. Надеемся, по крайней мере. Ну, и хотелось бы не проиграть, потому что в последний раз мы проиграли, и это дало нам... (Ольга делает паузу.) Мне иногда хочется использовать английские выражения. Я очень долго подбираю русские, мысленно перевожу...

- Думаете на нескольких языках?

- Ну, это, знаете, как дети, которые живут в семьях, где родители разноязычные. Они берут самые простые и емкие выражения из одного и другого языка. Например, дети, которые живут в норвежско-русской семье, не скажут мороженое, они скажут is, потому что это короткое слово. И мне хотелось сказать не «пищу для размышлений», а food for thought, потому что это легче сказать по-английски...

- Иностранную литературу читаете в оригинале?

- Стараюсь, да. Но я люблю прочитать книгу, например, по-английски, а потом по-русски, чтобы сравнить перевод, потому что мне это с профессиональной точки зрения интересно. 

- Кто ваши любимые авторы?

- Из русских люблю Чехова. Из зарубежных очень нравится Джонатан Сафран Фойер, Фолкнер, Бротиган... Из современной русской прозы запомнился «Дом, в котором» Мариам Петросян. Очень хороший и очень интересный роман. Его, кстати, хвалил Дмитрий Быков, которого я тоже очень люблю. Хотя читала у него не так много прозы, в основном стихи, они потрясающие, конечно. Мне все время кажется, что я кого-то забыла, кого-то очевидного...

Я, конечно, очень люблю Гарри Поттера. И мне кажется, что это как-то объединяет наше поколение. Это та тема, которую можно с любым человеком обсудить, даже если совсем все иссякло и погода за окном никакая или вы ее уже обсудили.

Когда ехала домой на новогодние праздники, прочитала «Вино из одуванчиков» Бредбери, а на обратном пути - роман Ника Хорнби «HiFi».

- Вы теперь человек телевизионный. А сами телевизор смотрите?

- Мы с подружками иногда смотрим какие-нибудь программы, чтобы посмеяться, потому что многие передачи, к сожалению, тяжело воспринимать всерьез. Ну, например, когда начинаются все эти разборки: в одном селе девять мужчин подозреваются в отцовстве одного ребенка, половина села плачет, половина лезет в драку... Вообще я телевизор очень мало смотрю. И, пожалуй, не вспомню передачи, которые смотрю, потому что я их люблю. Кроме «Что? Где? Когда?», конечно.

Не сдувать пыль с бриллиантовых сов
- Представьте, что вы уже в возрасте Александра Друзя. Что происходит в вашей жизни? Вы по-прежнему в «Что? Где? Когда?»?

- Очень сложно загадать... Ну, например, к этому времени я написала хорошую детскую книгу, стала иллюстратором... Ни капли не жалею, что получила то образование, которое получила. Но иногда хочется все бросить, пойти в какое-нибудь художественное училище и по-настоящему научиться рисовать. А еще у меня, может быть, есть дети, внуки. И мой сын Матвей говорит: «Мама, ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому...»

- То есть вам важнее реализовать себя, чем, условно говоря, занять какое-то престижное место?

- Главное, чтобы ты сам был доволен. Можно, конечно, стать суперигроком, получить десять бриллиантовых сов и при этом остаться одинокой женщиной, смотреть на этих сов и пыль с них сдувать. А можно забросить «Что? Где? Когда?», быть хорошей матерью, а потом в какой-то момент пожалеть, что посвятила всю свою жизнь быту, не написала книгу и не получила те же десять сов. Мне кажется, это нужно как-то совмещать, так, чтобы было не стыдно и не грустно. 

- У вас не было мыслей уехать за границу?

- Мне кажется, когда ты молодой, очень здорово путешествовать. Может быть, пожить в другой стране пару лет. Но есть много того, что держит меня в Москве, в России. Я очень люблю Москву, чувствую себя там, как дома. Многие ругают толпы людей, загазованность и пробки. Но я этого не замечаю. Зато вижу красивый город.

- Вы ведь фактически живете в Москве. Почему в «Что? Где? Когда?» говорят, что вы из Архангельска?

- В анкете, которую нам раздавали до игры, нужно было указать город, который мы представляем, – родной или тот, где учишься. Все указывали свой родной город, и я тоже. Хочется, чтобы Архангельск прозвучал...
* * *
А еще Ольга просила передать привет руководителю северодвинского клуба интеллектуальных игр «Черный квадрат» Дмитрию Гевелю. Оля участвовала в играх, которые проводились в нашем городе, и с удовольствием вспоминает, например, многочасовые марафоны.

Беседовала Елена НИКОЛИХИНА

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий