Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Ещё один год созидания

26.07.2012
Изменить размер шрифта
Главный подарок именинника для Северного флота – РПКСН «Новомосковск» на ходовых испытаниях. Фото Марса Биктимирова

Центр судоремонта «Звездочка» сегодня празднует свой 58-й день рождения. И традиционно День трудовой славы становится большим итоговым смотром дел и достижений всего славного коллектива корабелов ягринской верфи за минувший год с прошлого июля.


Ведущему судоремонтному предприятию есть чем гордиться: только за весну и лето из его эллингов вышли три подводных корабля, в том числе РПКСН «Верхотурье», ДЭПЛ «Калуга» и, наконец, дизель-электрическая подводная лодка «Синдуракшак» ВМС Индии.  Но вывод кораблей – это только один из больших этапов, главное – это передать корабль заказчику. Конечно, это счастливое совпадение, но завтра, в канун Дня Военно-морского флота и в ознаменование Дня трудовой славы предприятия, «Звездочка» передает Северному флоту АПЛ «Новомосковск». Радует, что за последние годы объем госзаказа стабильно увеличивается, и «Звездочка» справляется с ним, что всегда было в ее традициях.

И все достижения предприятия – это плодотворный труд всего коллектива, каждого человека на его рабочем месте. Это только кажется, что история пишется где-то и кем-то, историю пишем мы сами все вместе. Делами, новыми и модернизированными кораблями, нефтегазовыми проектами, россыпью ограненных бриллиантов, винтами для судов, которые ценят во всем мире. И  история «Звездочки» будет продолжаться, потому что наш центр остается флагманом отечественного судоремонта и судостроения.

От всей души поздравляю родной коллектив с Днем трудовой славы предприятия, желаю дальнейшего процветания, успехов в делах и тепла в семьях.
Поздравляю корабелов и военных моряков с наступающим Днем Военно-морского флота. И пусть во все времена наш флот остается опорой и гарантом мирного сосуществования нашего государства.

Владимир НИКИТИН, генеральный директор



Второе рождение исполина
У каждой книги, как у человека, своя судьба: у одних – обычная, один день мало чем отличается от другого, у других - яркая, как молния, насыщенная интересными событиями и встречами. Кого-то помнят долго, если не вечно, а чей-то образ время стирает почти незаметно.

Книга «Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение», презентация которой состоялась в минувший понедельник, думается, обречена на читательский успех и творческое долголетие: главным героем ее является уникальный корабль, совершавший уникальные ледовые проводки, и возвращенный в строй действующих уникальным коллективом молодого – двенадцати лет от роду – предприятия. Интересна история создания книги, рассказанная Юрием Ерыкаловым, в прошлом ответственным сдатчиком по системам контроля и управления ледокола «Ленин». После подписания приемного акта о завершении ремонтных работ на ледоколе группа заводских специалистов во главе с директором Григорием Просянкиным возвращалась из аэропорта домой.

Настроение у всех было приподнятое. Еще бы, за два с половиной года совершили практически невозможное – вдохнули в арктического гиганта вторую жизнь, заставив биться его атомное сердце. Григорий Лазаревич тогда, внимательно оглядев присутствующих, поинтересовался их дальнейшими планами. Выслушав каждого, поставил общую задачу: когда-нибудь, лет через десять, написать книгу о том коллективном трудовом подвиге, что совершили корабелы «Звездочки». Молодые руководители в знак согласия покивали головами. Но тем все и завершилось, каждый продолжил заниматься любимым делом - возвращать флоту отремонтированные корабли. Но свои записи и фотографии тех лет бережно хранили.

И вот спустя почти сорок лет с благословения генерального директора предприятия Владимира Никитина творческий коллектив под руководством Александра Бобрецова приступил к написанию той самой заветной книги. Идейным вдохновителем и консультантом, а по совместительству и одним из самых активных авторов ее стал Юрий Михайлович Ерыкалов. На создание сборника потребовалось три года, больше, чем на ремонт самого ледокола. И вот книгу увидел читатель. Даже беглый просмотр ее позволяет говорить, что в руках не просто сборник статей, а интересная и увлекательная книга с элементами научных трудов. И вместе с тем все просто и доступно, а главное, интересно не только непосредственным участникам тех героических событий, но и корабелам разного возраста. Впрочем, не только корабелам.

Людмила ШУРЫНДИНА



От министра
Сегодня, в День трудовой славы предприятия и накануне Дня Военно-морского флота, в НТЦ «Звездочка» состоится прием генерального директора ОАО «ЦС «Звездочка» Владимира Никитина, на котором большой группе корабелов будут вручены заслуженные награды.

Приказом министра промышленности и торговли Российской Федерации за большой личный вклад в развитие судостроительной промышленности, многолетний добросовестный труд, звание «Почетный судостроитель» присвоено: В.А. Антипину  – наладчику СТКиАР судовых АЭУ цеха 16, В.В. Заецу – зам. главного строителя кораблей, зам. начальника 5-го отдела, П.Я. Короткому  – ведущему механику по судовым системам цеха 16, В.И. Куделину  – старшему контрольному мастеру – руководителю группы ОКК, А.Н. Кузнецову  – регулировщику аппаратуры РК цеха 16, А.В. Нештапу  – инженеру по подготовке производства цеха 15, В.К. Павлову  – контрольному мастеру ОКК, Т.В. Пестовой  – маляру цеха 45, Н.М. Тарасову – старшему мастеру цеха 16, Л.К. Нерадовскому  – инженеру-конструктору, руководителю группы КО, С.А. Рашову  – слесарю-монтажнику судовому цеха 16, И.Ю. Салтыкову – начальнику бюро ОГТ.

Большая группа работников награждена почетными грамотами Министерства промышленности и торговли РФ, двадцати пяти корабелам объявлена благодарность.

За заслуги перед предприятием
Впервые приказом генерального директора ОАО «ЦС «Звездочка» за многолетний добросовестный труд по выполнению задач производственной программы и существенный личный вклад в обеспечение поддержания боеготовности кораблей Военно-морского флота введен почетный нагрудный знак «За заслуги перед предприятием». 

Им награждаются В.Н. Терёхин – помощник генерального директора; Г.И. Пирогов – начальник 2-го отдела; С.А. Пушкин  – мастер цеха 15; А.П. Попова  – зам. начальника НТЦ. А также за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в становление предприятия и развитие судостроительной промышленности почетным нагрудным знаком «За заслуги перед предприятием» награждены Н.Я. Калистратов – генеральный директор «Звездочкии» в 1992-2007 г.г. и В.В. Штефан – бывший зам. генерального директора по производству.

Ветераны головной организации
Ежегодно большая группа тружеников предприятия  за многолетний плодотворный труд удостаивается присвоения звания «Ветеран головной организации».

В этот раз когорта ветеранов выросла на 36 человек, в их числе С.Н. Овсова  - старший мастер цеха 6, Л.К. Гладких - инженер по подготовке производства цеха 8, В.А. Бондаренко - сборщик КМС цеха 10, В.А. Меркушин - сборщик КМС цеха 15, А.А. Зрячев - мастер цеха 16.
По традиции на предприятии обновляется  Доска почета. Много имен в приказе директора поощрены почетными грамотами и благодарностями. Не забыты и ветераны, что находятся на заслуженном отдыхе, 47 человек получают поощрения от родного предприятия.


«Магия чувств» в лауреатах
Недавно в зале заседаний правительства Архангельской области прошла торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XV, юбилейного, конкурса «Архангельское качество-2012».

КОНКУРС - региональный этап ежегодного федерального конкурса «100 лучших товаров России», рожденного в 1998 году. В этот раз в смотре качества участвовали 46 предприятий по 117 видам продукции и услуг из одиннадцати муниципальных образований. Наибольшее количество конкурсантов оказалось из Архангельска и Северодвинска. В нынешнем году гран-при удостоены золотые украшения с бриллиантами, носящие романтические названия  «Искушение» и «Магия чувств», выполненные искусными руками ограночных и ювелирных дел мастеров «Звездочки». Наше производство также получило поощрительный приз «Приверженность качеству» как постоянный участник конкурса. 

Ограночно-ювелирное производство «Звездочки», напомним, уже несколько раз получало награду за высокое качество ограненных бриллиантов, а также золотых ювелирных украшений с бриллиантовыми вставками не только на региональном уровне конкурса, но и на федеральном, став его серебряным призером. Такая высокая оценка качества продукции предприятия, имеющего свой бренд «Бриллианты Беломорья», подтвержденная Центром стандартизации, очень почетна и вместе с тем чрезвычайно ответственна. Особенно в преддверии вхождения России в ВТО. 

Людмила ШУРЫНДИНА



Почетный судостроитель
В предпраздничные дни бригаде маляров цеха 45 Татьяне Пестовой пришлось работать практически на всех заказах, в том числе и на сдаточном – РПКСН «Новомосковск». На этом корабле маляры наводили блеск в первом и втором отсеках, попутно устраняя замечания, выявленные во время заключительного этапа ходовых испытаний.

Все, к чему прикладывают руки маляры, сверкает, блестит, потому что делают все от души. Приучила их к такому отношению, по словам мастера Павла Козицына, бригадир Татьяна Васильевна. Руководитель участка доволен, что у него такая помощница. В цехе 45 Пестова работает с 1994 года. Начала с маляра второго разряда. Буквально с первых дней она стала спускаться в отсеки подводных лодок. Первой была АПЛ «Аксон-2» («Казань»), второй – РПКСН «Верхотурье». За ними – заказ ВМС Индии – ДЭПЛ «Синдувир». Так, набираясь опыта, Татьяна «перебрасывала трапы» с лодки на лодку. За минувшие годы ее бригада привнесла свой вклад в ремонт более двадцати субмарин. А сколько сил коллектив вложил в покраску эсминца «Бесстрашный», ледокола «Диксон», траулеров «Ягры», «Архангельск», «Северодвинск». Каждый год цех направляет бригаду Пестовой на покраску парохода «Н.В. Гоголь», и всегда коллектив из потемневшего за зиму судна делает, образно говоря, белокрылую чайку.

Бригадирствует Татьяна Васильевна с 1997 года, ныне у нее 4-й разряд по профессии. Она обладает смежной профессией изолировщика судового, которая помогает ей оперативно выполнять весь комплекс работ по защитному покрытию. Сама бригадир профессионально осуществляет сложные и высокоразрядные операции по абразивно-струйной очистке поверхности под покрытия, окраску цистерн и внутренних помещений. Татьяна Васильевна в совершенстве изучила и классно использует передовое окрасочное оборудование немецких фирм KLESS, WLW и современный отечественный аппарат «Тон». Это привело к тому, что вся продукция при содействии бригадира предъявляется без замечаний со стороны заказчика и обеспечивает раскрытие фронта работ смежникам. Коллектив Пестовой постоянно трудится с перевыполнением плановых заданий. Знают ее в родном цехе и как умелого наставника. В активе Татьяны Васильевны более десяти рабочих, пришедших на участок учениками. Практически все они достигли высоких разрядов и продолжают трудиться в своем коллективе.

За безупречный труд Татьяна Васильевна неоднократно поощрялась администрацией предприятия. Ее  портрет заносился на заводскую Доску почета, в 2004 году почетной грамотой она была награждена командующим Северным флотом. В канун Дня трудовой славы предприятия приказом Мин-промторга бригадиру маляров Татьяне Васильевне Пестовой присвоено звание «Почетный судостроитель». Сегодня в НТЦ «Звездочка» состоится торжественное вручение удостоверения и знака.

Анатолий ПОПОВ


За «Звездочкой» - ключевая роль
В июле по инициативе правительства Архангельской области прошли командно-штабные учения «Поморье-2012». Среди других участников была и «Звездочка». 

В зале для видеоконференций кризисного центра собрались все, кто призван осуществлять контроль над безопасностью на территории предприятия и реагировать на возможные угрозы здоровью работников завода. 

ПО СЦЕНАРИЮ учений пункт контроля АСКРО на территории «Звездочки» в районе восточной вахты зафиксировал превышение содержания в атмосферном воздухе вредных веществ. Старт дан. Сразу же начинаются активные доклады по оценке оперативной ситуации на «Звездочке» и Севмаше, так как на этих двух предприятиях находятся потенциально опасные радиоактивные объекты. 

Ручными средствами контроля факт превышения зафиксирован, фильтр контрольного пункта отправлен на анализ в лабораторию, передвижная радиометрическая лаборатория ведет обследование территории предприятия.

В режиме видеоконференции идет напряженная работа с участием администрации области и города Северодвинска, локальных кризисных центров Севмаша и «Звездочки», ЕДДС города, оперативного дежурного ЦУКС области, комиссии по чрезвычайным ситуациям области, Северного УГМС и специалистов ИБРАЭ РАН.

Вскоре зафиксирован второй выброс, а через полчаса с начала учений – третий. Ситуация обостряется. Но на территории предприятий ситуация штатная, следовательно, источник заражения находится где-то за их пределами. Передвижные радиометрические лаборатории поступают в распоряжение КЧС Северодвинска для оценки радиационной обстановки в городе.
Участники учений работают хоть энергично, но без суеты и излишней спешки. Ведь от точности и своевременности оценки ситуации зависит принятие правильного решения, крайне важного для населения и персонала.

Принимая превентивные меры по защите персонала, на заводе проходит оповещение о радиационной опасности (конечно же, условное). В зону возможного заражения попадает территория «Звездочки» от цеха 16 до цеха 3, движение людей и транспорта перекрыто. Объявлен сигнал «Внимание всем!», руководству объектов завода дано распоряжение об укрытии персонала.

Научно-техническую помощь и поддержку участникам учений оказывают представители ИБРАЭ РАН, его специалисты из Москвы присутствуют в мэрии города, в Архангельске и в кризисном центре «Звездочки». В режиме онлайн идет консультирование по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности населения. 

Через полтора часа со старта учений передвижная лаборатория «Звездочки» определяет место условного выброса - это перекресток Архангельского и Ягринского шоссе, где произошла автотранспортная авария с пожаром при осуществлении перевозки радиоизотопных источников. 
Свою роль в консолидации деятельности служб безопасности «Звездочка» выполнила. Первое впечатление о проделанной работе – только положительное.

Артем ХОШЕВ


Он в ремесле своем творец
Ведущий механик по судовым системам Павел Короткий один из тех, кто создавал лучшие трудовые традиции цеха 16. Он пришел сюда одним из первых и остался верен своей профессии, коллективу и жизненному призванию – быть рабочим человеком. А награды и звания для Павла Яковлевича по большому счету – дело десятое.

Только вот его коллеги и начальник цеха 16 Валерий Малков считают, что к полученному сегодня высокому званию «Почетный судостроитель» уважаемый старожил Короткий достоин награды и повыше. И совсем не потому, что возраст обязывает. Наоборот, с годами его энергия, стремление к познанию нового, умение прогнозировать ситуацию, находить неординарные решения не иссякают. Словно и не было за плечами сорока лет, что отдал Павел Яковлевич родному шестнадцатому, придя сюда сразу после его образования. Выпускник северодвинского политеха Павел Короткий начал трудовую деятельность  наладчиком теплотехнического контроля и автоматического регулирования систем атомных энергетических установок.

Талантливый парень быстро пошел в гору. Вскоре получил наивысший разряд по специальности. Его пытливый ум требовал новых знаний, и Короткий, словно губка, впитывал полезную информацию. А получал ее во время учебных курсов в Обнинске. Знакомясь с опытом заводов-изготовителей приборов систем контроля и автоматики  Ленинграда, Москвы и Львова, готовил себя к рационализаторской деятельности. И результатом стали разработки совместно с коллегами новой  технологии ремонта систем управления сигнализации блокировки и защиты главной энергетической установки, изготовление специальных стендов комплексных проверок всей системы на заказы проектов 667: А, Б и БДРМ. Павел Короткий был ведущим специалистом во время межпоходового ремонта систем контроля и автоматики семи АПЛ в Гаджиево, сдаточным механиком на многих заказах и прошел не одну сотню миль в сдаточной команде. Сегодня знания, опыт и незаурядные организаторские способности помогают Павлу Яковлевичу легко справляться с целым комплексом дел и обязанностей ведущего механика по судовым системам. По мнению руководителя 16-го Валерия Малкова, это, по сути, роль технического директора:

- Рабочий день Павла Яковлевича начинается с обхода бригад наладчиков. Там он получает сведения о текущих делах, проблемных вопросах. Затем оперативно дает распоряжения по выполнению срочных производственных задач. И конечно, контролирует расстановку кадровых сил.

Что касается взаимоотношений Короткого с товарищами по цеху, тут царит безоговорочное взаимопонимание. Он, ко всему прочему, имеет еще и талант терпеливого педагога. С молодежью всегда доброжелателен. Готов к конструктивному диалогу и помощи в любой сложной ситуации. Эстафету наставничества перенял Павел Яковлевич у корифеев, которые и его в свое время поддерживали, Виктора Горемыкина и Анатолия Гурьева. И теперь плодотворно трудится в связке с перспективными молодыми механиками Иваном Герасименко, Юрием Кукиным и Максимом Рассохиным. 

А еще в цехе удивляются тому, как здорово Павел Короткий умеет вести диалог с индийскими партнерами. Он для них истина в последней инстанции, а они доверяют механику полностью. На что Павел Яковлевич говорит:

- Просто никогда не надо обманывать. Даже самая малая ложь ведет к недоверию.
Так вот и живет Павел Короткий - открыто, искренне и широко. Везде успевает: на работе быть незаменимым специалистом, а дома - рачительным хозяином, любящим мужем, отцом и дедом. Общаясь с внучатами, в которых души не чает, становится шустрым пацаном. Почему нельзя с младшим внуком прошлепать прямо по лужам? Если очень хочется, то можно!

Светлана МИРОНОВА



Профессия выбрала её
До девятого класса Татьяна была уверена, что будет врачом, пойдет по стопам родителей, деда, тетушек и других многочисленных родственников.

Не сомневались в этом выборе и близкие, и о другой профессии для девочки-умницы не мечтали. Но судьба готовила свой поворот.

Перед выпускным классом случилась поездка на летних каникулах в Ленинград, где был двоюродный брат-студент, который, чтобы развлечь кузину, потащил ее в свой родной институт - корабелку. Вот и все: институт, его обитатели, перспектива интересной и творческой работы захватили юную душу, врачебное дело куда-то отошло, а профессия инженера-кораблестроителя нашла своего преданного служителя.

Родители, конечно, огорчились такой перемене, но к выбору дочери отнеслись с уважением. В институт Таня поступила без проблем, удивив экзаменаторов своими глубокими познаниями точных наук. Спрашивали, какую из специализированных школ окончила, а школа была обычная средняя в Астраханской области, правда, преподавали в ней жены офицеров из военного городка, получившие в свое время образование в престижных университетах и с душой передающие свои знания ученикам. В Северодвинск попала еще одной волею судьбы - по распределению мужа – молодого специалиста. Поэтому и диплом защищала уже во  втузе, благо, что он был как раз филиалом  знаменитой корабелки, где она и училась.

А с выбором специализации произошла другая история, очень типичная для тех 70-80-х годов на нашем предприятии. Когда молодых специалистов выпуска Владимира Чепелянского (мужа Татьяны) «сватали» на «Звездочку», он поставил условие, чтобы его молодой жене, еще студентке, тоже было место на заводе. Обещание было дано, и место тоже предоставили, но временное - в отделе цен, так как предшественница была в отпуске по уходу за ребенком. И вот стало известно, что обещавший место зам. директора по кадрам Евгений Васильевич Ашуров уходит на заслуженный отдых. Молодой инженер Татьяна Чепелянская отправилась к нему на прием: ведь тот, кто придет на смену Ашурову, перед ней никаких обязательств не имеет. Но Евгений Васильевич свое слово всегда держал, так Татьяна Павловна стала инженером-технологом в новом бюро нормирования трудоемкости отдела главного технолога.

Руководитель бюро Борис Цема, занимавшийся его формированием, назначение молодого специалиста воспринял без энтузиазма. Он хотел подобрать опытных и знающих инженеров, и даже по-дружески пробовал отговорить Татьяну от прихода на новое место: «Девушка, откажитесь, вы не справитесь». Но надо знать ее характер: пожелания выслушала, но спокойно ответила, что человек она старательный, обучаемый и новую специализацию постарается освоить. 

Свое обязательство она сдержала. Позднее Борис Федорович оценил и грамотность, и старательность, и перспективное мышление сотрудницы, а главное - преданность работе, которая была не по своему выбору, а по назначению свыше, но совпала нужными гранями с задачами и возможностями. Думаю, что и Евгению Васильевичу Ашурову сегодня не было бы стыдно за то кадровое назначение.

Конечно, это сейчас  все привычно для нее в своем заведовании и написание документов идет в заданных параметрах, а ранее многое пришлось постигать на практике, потому что, по словам Татьяны Павловны, она хорошо знала «железяки», училась на корпусника, а работать пришлось с большим многообразием применяемых в и судоремонте материалов.

Сегодня Татьяна Чепелянская в числе самых опытных и грамотных специалистов по своему направлению. Ее хорошо знают в цехах 40, 41, 45, 9, с которыми она работает, а занимается она определением плановой трудоемкости на демонтаж, ремонт, изготовление и монтаж достроечного оборудования, изоляции, резиновых покрытий, а также нормированием окрасочных, плотницких и столярных работ. Представляете, какой спектр номенклатуры и материалов нужно знать и как ориентироваться, чтобы профессионально расписать нормы трудоемкости? За этими цифрами и время, которое потребуется на определенную работу, и сроки, и в конечном итоге заработная плата тех, кто будет работать по этим нормам.  Ее опыт и знания используют и специалисты отдела труда в совместной работе по созданию и согласованию норм трудоемкости на новые виды работ по ее заведованию. И до сих пор Татьяна не устает познавать новое, по большому счету, являет яркий пример своим отношением к любимому делу для всех, кто с ней соприкасается по работе.

Интересно, что обе дочери, Алена и Олеся, абсолютно разные по характеру, тоже пошли по стопам мамы. Нет, они не стали корабелами и не выбрали медицину, обе получили финансово-экономическое образование. А по стопам – это значит вопреки всем традициям сделали свой выбор и не разочаровались. И мама их выбор поддержала.

Надежда ЩЕРБИНИНА

Откровения таинственной Балаклавы
Поездка этим летом в Крым для нашей семьи была долгожданной и на деле оказалась очень впечатляющей. Незабываемые ощущения остались от трех вещей: красот черноморского побережья, встречи через тридцать лет с родным и любимым международным лагерем «Артек» и знакомства с уникальной Балаклавской бухтой.

Обо всем увиденном в отдельности можно рассказывать бесконечно. Но для меня, работника центра судоремонта, особенно интересным было посещение некогда очень секретного объекта 825 ГТС в одном из районов Севастополя - Балаклаве.  Это сооружение противоатомной защиты первой категории (от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос.  Во времена «холодной войны» предназначалось для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов для этих субмарин. В канале объекта могло разместиться 7 подлодок. В комплекс входила и ремонтно-техническая база, предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Уникальность балаклавской базы заключалась в том, что она была практически неуязвима для противника. Вход в канал (штольню) в случае необходимости перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море имеется выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале искусно закрывались маскировочными приспособлениями. Сооружался навес, раскрашенный под местный ландшафт, где устанавливались макеты строений, а главные ворота покрывались специальной сетью цвета гор, и сейчас плотным кольцом окружающих Балаклаву. Маскировке помогал и водный рельеф бухты. Ее форма имеет очертания сосуда, а вход, словно его горлышко, – узкий. Хотя фарватер довольно сложный, зато убежище для кораблей что надо – никакие шторма не страшны. Сейчас секретный объект имеет официальный статус музея, в котором и жарким летом держится температура около 15 градусов. 

Проходя по извилистым коридорам и ощущая на себе мрак и холод подземелья, доверяешь словам экскурсовода о тяжелой и опасной работе инженеров и ремонтников, которые каждый день спускались сюда. При этом те и другие ни разу даже не встречались. Их разделяли наглухо за­крытые многотонные специальные двери. Все возможные маршруты передвижения в обязательном порядке маркировались. Например, до сих пор хорошо видна разметка проезжей части и пешеходных тротуаров. В некоторых местах желтой линией обозначены  границы постов (Стой! Стреляют!).  На стенах видны режимные афоризмы: «Не все говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь!» или «Строго храни военную и государственную тайну!». 

Комплекс оставался действующим с 1961-го по 1993-й годы. В 2000 году объект был передан Военно-морским силам Вооруженных сил Украины. В период с 1993-го по 2003-й  бывшая база была фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. Севастопольское «Морское собрание» предложило балаклавской мэрии проект расширения музейного пространства в противоатомном укрытии подводных лодок до историко-заповедной зоны «Подземелье «холодной войны». Пока же сюда водят толпы туристов, демонстрируя экспозиции из макетов лодок, муляжей ракет и торпед, пытаясь оживить каналы и цехи характерными звуковыми эффектами. Но все это, к сожалению, похоже лишь на памятник былого величия.

Светлана МИРОНОВА


Дорогая награда
Этим летом в совете ветеранов войны и труда «Звездочки» произошло событие, которое поистине можно считать историческим. Ветерану предприятия Владимиру Губкину торжественно вручили удостоверение о награждении медалью «За отвагу» его отца, погибшего в первый год Великой Отечественной войны.

Наверняка многие горожане, кто приходит 9 Мая и 22 июня на ягринский воинский мемориал, запомнили человека с черно-белой, пожелтевшей от времени фотографией бойца Красной армии в руках. Бывший диспетчер цеха 22 «Звездочки» Владимир Губкин трепетно хранит память об отце Павле Павловиче и неизменно приходит сюда в эти дни с его портретом. Именно Павла Губкина через 70 лет нашла боевая награда, к сожалению, посмертно.

- Командир отдельного саперного батальона 88-й стрелковой дивизии представил к награде младшего командира за то, что за время пребывания на фронте он показал себя храбрым, мужественным, выполнял без страха и не щадя своей жизни любое задание командования, обеспечивая отделением наступление стрелкового полка под непрерывным пулеметным и минометным огнем противника, разминировав минное поле в лесисто-болотистой местности, обнаружив и обезвредив 270 мин, фугасов и сюрпризов… - с нескрываемым волнением зачитал приказ №25 от 9 января 1942 года по войскам Карельского фронта о награждении Губкина руководитель военно-патриотического клуба «Эдельвейс» Николай Корепин. Он с поисковым братством не раз бывал на месте захоронения героя в карельском поселке Лоухи и читал его имя, выгравированное на памятнике Солдатам Победы.

Корепин рассказал о том, с чего начался поиск награды. Как-то Владимир Павлович принес в музей письма с фронта, выписку о награждении отца, и Николая Васильевича насторожил один момент: Губкин погиб в ноябре, а наградные документы вышли только в январе, значит, награда не была вручена! Оказалось, что изначально Павел Губкин был представлен к ордену Красной Звезды, потом генеральским росчерком было решено, что он достоин медали «За отвагу». Высшей награды для солдата. Потребовалось не менее двух лет, пока запрос ходил по областным и столичным архивам. И весной этого года в Архангельском областном центре патриотического воспитания и допризывной молодежи Николай Корепин получил этот бесценный документ. Надо сказать, что активное участие в поиске принимали все члены семьи Губкиных.

На вручение пришли сын Владимир Павлович, его жена Галина Фёдоровна, внук Андрей, ненадолго приехавший из Москвы, и два замечательных правнука Даниил и Никита. Старший Губкин вспомнил, что, когда отец ушел на фронт, ему было столько же лет, сколько сейчас его младшему внуку. Он с другими юными архангелогородцами ходил в госпиталь и читал раненым бойцам стихи, поднимая их дух. Много лет спустя они с мамой ездили в Карелию разыскивать могилу отца, и он собственной рукой написал его имя на памятной ленте… Внук Андрей признался, что они с младшим братом, названным в честь деда, всегда помнят об истории своей семьи, своего народа, о той страшной  войне. И его сыновья тоже знают, кто их прадед и какой подвиг он совершил, защищая Родину от немецких захватчиков.

Татьяна ГАЛИЦКАЯ


Летели байдарки торпедами
По плану развития туризма, утвержденному профсоюзным комитетом вместе с туристским клубом «Беломорец», который возглавляет Станислав Афимьин, на нашем предприятии за год предполагалось провести пять турслетов: зимний, летний по ориентированию, водный, велосипедный, горно-пешеходный. Три уже состоялись. Турслет по технике водного туризма прошел в разгар лета на берегу реки Солзы.

В водных баталиях участвовали 10 команд, представляя цехи и отделы верфи, а также члены экипажа индийской ДЭПЛ «Синдуракшак». Многие туристы были с семьями, в том числе и индийские подводники. В общей сложности более двухсот человек.

Погода благоприятствовала водным туристам, поэтому они с большим желанием спустили байдарки на воду и дружно взялись за весла. Первыми стартовали участники ралли. Им надо было преодолеть расстояние в 11 км – от автомобильного моста на Онегу до железнодорожного в Неноксу. Байдарки, словно торпеды, выскочили на водную гладь Солзы. С берега было видно, как российские корабелы и индийские подводники лихо работают веслами, стремясь к победе.
Затем прошли соревнования по слалому. Спортсмены бойко управляли байдарками, огибая островной участок реки. Стояла задача пройти сквозь ворота, не задевая их ни лодкой, ни веслами. К сожалению, выполнить это филигранно удалось не всем. Что касается техники водного туризма, то энтузиастам пришлось сдать еще два экзамена: провести спасательные операции по вызволению из глубины большой бутыли с водой вместе с привязанным к ней камнем, доставить ее к финишу, а еще показать мастерство в умении завязывать морские узлы девяти видов, в т.ч. прямой, шкотовый, встречный, ткацкий. К водным видам туризма были добавлены и наземные – волейбол, футбол.

Традиционно прошли конкурсы по оформлению бивуаков, приготовлению обеда, художественной самодеятельности. По сумме баллов лидером турслета и обладателем кубка профкома предприятия стала команда «Зиверт», второе место завоевала команда «Металлист», а третье – «Энергетик». Команда индийских подводников заняла второе место по волейболу. Надо сказать, что индийские друзья на турслетах по этому виду спорта всегда занимают призовые места.
Итоги турслета были озвучены на торжественном построении, победители и призеры удостоены заслуженных наград и поощрений.

Очередной турслет по велоспорту на кубок профкома состоится 28-29 августа. А до этого, 21 июля, в районе Угломени состоялся туристский слет экипажа индийской подлодки «Синдуракшак» и членов их семей.

Анатолий ПОПОВ


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий