Новости Северодвинска и Архангельской области

Их собачье дело

01.12.2013
Изменить размер шрифта
Классическая фраза «Собака – друг человека» в Арктике приобретает еще больший и правдивый смысл.

А уж российский Севморпуть без собачьего роду-племени вообще невозможно представить. Амдерма, Варандей, Диксон, Дудинка, Хатанга и Тикси – везде, куда бы ни выводила кривая полярного странника, местные собаки поражали меня своей степенностью и дружелюбием.

ПРЕДКИ новоземельских лаек происходят от материковых, но они более крупные, широкогрудые, сильные, с густой шерстью. Они из ездовых трудяг - по сугробам, рыхлому снегу нарты будут тянуть, пока есть силы, до полного изнеможения, а если по наледи – изрежут в кровь лапы, заплачут-заскулят, но и тащить не перестанут. От ушкуя – белого медведя - надежные, свирепые охранники! А с виду порой столь флегматичны, что кажется, и к человеку-то относятся снисходительно. Нет у них злобы на нас - очень, очень ласковые. В Арктике у человека преданнее друга нет!
Собаки первыми встречают всех прибывающих на Новую Землю, равно как и последними провожают на материк. Дело это происходит в главном аэропорту архипелага - Рогачево. Для прохода на взлетно-посадочную полосу к самолету пропусков им не требуется.

Собак на Новой Земле неисчислимое множество - в буквальном смысле их никто не считал. Одни уверены, что они очень далекие потомки ненецких лаек, другие утверждают, что четвероногое племя завезли в поселок относительно недавно – лет тридцать-сорок назад, когда участились случаи нападения белых медведей на людей. Но в любом случае это уже далеко не та чистая порода, о которой говорилось выше, поскольку «все перемешалось в доме Облонских» на северном краю света.

Справедливо будет таких новоземельских собак назвать бродячими или даже бесхозными, поскольку конкретных хозяев у них нет, а существуют они по тому самому «кошачьему принципу» – сами по себе. То есть люди теперь сами по себе, а собаки… Нет, сами по себе они обитать не могут, они по-прежнему служат человеку – если не защищают его от медведей в схватке, так, по крайней мере, всегда предупреждают о появлении хищника.

Вековать собакам на архипелаге и в самом деле тяжело. Зимой, в жестокие морозы и многодневные метели, они хоронятся под домами или в том месте, что принято называть подвальной их частью. Или же пригреваются в заброшенных постройках где-нибудь вблизи поселковых теплотрасс, а уж если кому из них очень повезет, то и в сенцах человеческих жилищ.

Кстати, приближение снежной пурги или убийственной новоземельской боры первыми чувствуют именно собаки – они уходят, залегают в своих простецких убежищах, и эта их подсказка биологического барометра, как правило, выходит точнее показаний приборов метеостанции. Летом собакам, казалось бы, раздолье. Нет, раздолье это относительное. Потому что тепло на Новой Земле тоже относительное.

Жить единой коммуной у полярных собак, как, впрочем, и у людей, не получается. Поэтому у каждой стаи своя территория и каждая из них строго контролирует свой «микрорайон» - за него они запросто могут и погрызться меж собой. В общем, тоже как у людей, точнее, у городских хулиганствующих группировок. 

Жизнь собачья несытая. Свалки всех не прокормят. Поэтому, бывает, белушкинские стаи… охотятся. Например, на островных оленей, забредших в окрестности поселка. Как-то разом срабатывает инстинкт, заложенный природой в собачьих предков тысячелетия назад. Как уж там они договариваются, но вспыхивает четкое распределение обязанностей: одни бегут загонщиками, другие караулят в засаде, ну а самые сильные и ловкие, вроде Акелы из киплинговского «Маугли», наносят решающий удар.

К слову, летом 2013 года собачье племя Новой Земли много охотилось на перелетных гусей. Те большим числом подсаживались на территорию поселка и даже прогуливались гогочущими косяками по пустырям и тротуарам Белушьей Губы, как это принято у их домашних собратьев где-нибудь в Малороссии.

Кого-то из поселян обилие собак раздражает, а у кого-то, напротив, рождает сочувствие. Здесь уместно напомнить, что люди на Новой Земле все-таки живут, а вот собаки выживают. Есть в том большая разница. Имеются в Белушьей Губе доброхоты, которые каждый день варят ведра каши или похлебки, чтобы подкормить и тем облегчить жизнь собачью многочисленному окружению четвероногих полярников.

И еще. Особая черта новоземельских собак – они никогда не бросают своих детей, выхаживают их, даже жертвуя собой. Иным «особям» из нашего людского роду-племени не мешало бы у них поучиться.

Олег ХИМАНЫЧ,
Новая Земля - Северодвинск


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий