Новости Северодвинска и Архангельской области

Поход доброй надежды

14.06.2012
Изменить размер шрифта

Это был очень трудный заказ для Севмаша, и сразу оговорюсь – трудным не по вине коллектива завода. Разгромленный либералами Судострой России, преступно лишенный поддержки государства, он оказался на грани выживания. Взять в такие времена в работу авианесущий крейсер,  принципиально новый класс кораблей для Севмаша, это больше походило на решительность от отчаяния. Впрочем, так оно и было – без него верфь могла надолго сесть на мель с заказами…

Хорошо помню день, когда силуэт «Адмирала флота Советского Союза Горшкова» (полное и правильное имя корабля) замаячил у Никольского буя. 10 июля 1999 года. В Северодвинске его ждали. Однако буксировка корабля из Кольского залива в Белое море срывалась не единожды - вмешивалась погода. Явился же он в сопровождении целой флотилии буксиров неожиданно - в выходной день. С командиром Беломорской ВМБ Николаем Павловичем Пахомовым мы доверительно сотрудничали. Это он тогда нас кликнул, и, пристроившись к кавалькаде военных чинов, мы оказались сначала на причале, а затем и на борту спасателя, побежавшего к Никольскому бую. Хотя и небольшой, но повод для профессинальной гордости есть – мы первыми из журналистов оказались на палубе авианесущего крейсера – я и Валентин Капустин. 

На борту встречал вице-адмирал Владимир Григорьевич Доброскоченко – старший перегона. С ним отобедали в кают-компании на «фирменной» корабельной посуде - на ободках тарелок - символика ВМФ СССР и самое первое имя авианесущего крейсера – «Баку». Позже, когда на борт поднялись капитаны буксиров, а с берега подтянулись заводские специалисты, «пресса и общественность», состоялось оперативное совещание. Заслушивались доклады штурманов, связистов, метеорологов, обговаривались детали тренировочного галса и предстоящей буксировки. Выверялся буквально каждый момент, ведь столь крупные, тем паче - обездвиженные корабли Северодвинск еще не принимал.

И  было время у нас время осмотреть крейсер.  Более всего поразили не его габариты, своим внушительным обликом он действительно вызывал восторг, а то, насколько жестоко изранен этот морской богатырь. От картин варварского разорения оторопь брала и в корабельных ангарах, и в котельных отделениях, в жилых помещениях, и в кормовых агрегатных. Были и грустные символы на корме: закрашенный шаровой краской муляж Герба СССР и облупившаяся желтая краска надписи – «Адмирал Горшков» - имя человека, который вывел нашу страну в морские державы. Хорошо помню и пессимистическую фразу капитана I ранга, одного из флагманов перегонной команды: «Этот корабль утопит ваш завод…».

И всё же тот приход авианесущего крейсера стал началом медленного возвращения полнокровной жизни на северодвинские верфи.

В последующие годы события вокруг модернизации корабля изобиловали драматическими эпизодами – от финансовых до политических. Справедливо напомнить, что и непростые технологии надводного судостроя заводчанам пришлось осваивать буквально на ходу, и что предприятие постоянно и мучительно преследовали кадровые проблемы… Вообще, о многолетнем пребывании этого бывшего советского и российского авианесущего корабля на Севмаше заводским историкам было, есть поныне и будет, что рассказать. Остается лишь пожелать им, чтобы повествование это прозвучало не на чугуно-литейном языке технарей, художественных книг не читающих, а на нормальном, человеческом…

И последнее. Странно, но целый ряд российских СМИ, в том числе претендующих на авторитетность, даже сегодня продолжают называть индийский авианосец «Адмиралом Горшковым», без всяких приставок «ex». Между тем, корабль уже несколько лет, как официально перечислен в состав ВМС другой страны, да и бортовое название сменил на «Викрамадитья» не вчера. Не буду утверждать, следствие ли это непрофессионализма журналистов, либо таким образом «проскальзывает» сожаление о том, что авианосец принадлежит уже не России. Однако, что есть, то есть – столь крупные корабли призваны олицетворять мощь настоящих морских держав, какой, вне сомнений, в последние два десятилетия стала Индия. А мы пока способны устраивать пышные торжества по поводу спуска на воду… корветов и прочей прибрежной мелочи. Видать, Цусима для России 1905 годом не закончилась.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк, редактор «Корабельной стороны»


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий