Новости Северодвинска и Архангельской области

«Чем дальше от Москвы, тем лучше зритель»

25.06.2017
Изменить размер шрифта
Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова на открытии кинофорума

Разговор на фоне моря с Александром Михайловым, Аркадием Ининым и Михаилом Мамаевым.

Время действия: второй день кинофорума «За любовь и Отечество!». Место действия: Северодвинск, уютный зальчик санатория-профилактория «Звёздочка» с видом на море. Действующие лица: актёр, народный артист РСФСР Александр Михайлов; писатель, драматург, сценарист Аркадий Инин; актёр, литератор, ведущий программы «Теория заговора» на Первом канале Михаил Мамаев. Жанр: импровизация.

Интереснее, чем на «Кинотавре»
Вообще-то, мы ждали гостей кинофорума в редакции «Вечёрки». Но сценарий северодвинских встреч переписывался на ходу. В итоге от форумчан прозвучало нечто вроде: «Нет уж, лучше вы к нам». Ну мы к ним и приехали.

Приехали и без обиняков спросили у Михаила Мамаева:

- Не жалеете, что вы сейчас здесь, а не на «Кинотавре»?

- Ну как я могу жалеть?! – удивился Михаил. - Если бы я хотел быть на «Кинотавре», я сейчас был бы на «Кинотавре». Я взрослый человек, и у меня есть выбор. Я очень рад, что я здесь.

- Я вообще много лет туда не езжу. Мне здесь лучше, интереснее, - подхватил Александр Михайлов.

- Вы знаете, это вообще несравнимые вещи, - добавил Михаил Мамаев. – Сюда мы приехали работать. Наша работа заключается в том числе во встречах со зрителями, в общении с ними. А «Кинотавр» - это нечто более праздное...

О животных и морях
В гости принято ходить с подарками. От «Вечернего Северодвинска» мы подарили участникам кинофорума картридеры в виде подводных лодок. А Аркадию Инину ещё и сборничек «Консексус» (крылатые фразы депутатов Горсовета) – вдруг ему как сатирику пригодится? Эта книжечка в своё время вышла ограниченным тиражом на основе перлов депутатов, которые публиковала наша газета в заметках с сессий.

От лодок плавно перешли к разговору о Севере. Спросила, хотели бы наши гости приехать сюда ещё.
Александр Михайлов напомнил, что он в Северодвинске уже четвёртый раз, дважды посвящён в подводники. Море любит. В море ходил – в молодости на рыболовецком судне, было это на Дальнем Востоке.

- Какое море вам ближе?

- Любое. Будь то Средиземное, Северное, Тихий океан... Я всюду побывал. Мне нравится оставаться один на один с морем.

- Я тоже люблю море, - включается в разговор Михаил Мамаев. - И, например, с удовольствием приехал бы сюда со своей сольной программой, потому что у меня с Севером многое связано. Моя взрослая сознательная жизнь начиналась на Севере: я работал корреспондентом архангельского Гостелерадио на стажировке. И уехал отсюда с большой пачкой новых стихов. Хотелось бы, конечно, подольше здесь побыть и, может быть, ещё что-то написать...

Как говорится, организаторам концертов на заметку.

А мы признались Александру Михайлову:

- Знаете, мы хотели подарить вам пингвина! Вы ведь мечтаете пожать ему лапу, побывать на Южном полюсе?

- Живого? – смеётся Александр Яковлевич. – Да, до сих пор мечтаю. Пингвины, дельфины – это мои братья.

- Можно Аркадию Яковлевичу тоже вопрос про животных?

- Я их терпеть не могу!

- Здрастье! А как же тогда бегемот? (Аркадий Инин участвовал в проекте «Занимательная зооология», где в числе других известных людей написал книжку от имени любимого животного. – Е.Н.)

- Ну, бегемот... Так и не вышла книжка. Животных я не люблю. Лишнее доказательство того, что они глупые, все эти собаки: они ко мне лезут, целуются. Я говорю: «Я тебя терпеть не могу. Вот чего ты?..» Все говорят о животных: ой, какие умные... Ну какие же умные, если видят, что я их не люблю, а лезут. Вот и все мои отношения с животными.

Сразу и не поймёшь, шутит Аркадий Яковлевич или всерьёз. Но ещё один вопрос о юморе для него:
- Недавно на Первом канале опять появилась передача «Вокруг смеха». Как вы считаете, нужно было её возрождать?

- Это не возрождение – это совсем другая передача. Всё другое: принципы, построение. И задачи. У прежней программы была задача – впервые вывести на экран авторов, которые всегда за кадром. А сейчас это просто юмористический концерт с актёрами, они сценки играют, скетчи всякие. Имеет полное право на существование.

Выломать, вырезать, не пускать...
Александр Михайлов и Аркадий Инин представляли на форуме фильм «Одиноким предоставляется общежитие», снятый 34 года назад. И сегодня его смотрит тот же зритель, что и в год премьеры, но не молодёжь, утверждает Аркадий Инин:

- Молодые смотрят стрелялки, махалки, аттракционы. Их интересует только экшен, больше ничего. С попкорном. Если два человека разговаривают на экране секунд тридцать и никто никому не дал в лоб, не наехал на кого-то, не поцеловал, они уходят из зала. Что-то всё время должно происходить. Подумать – для этого времени совершенно нет. Новое поколение посадили на иглу американских фильмов. Всё очень быстро делается. Любой народ за три-четыре года можно околпачить. Как Гитлер околпачил немецкий народ. Как сейчас на Украине...

Я родился в Харькове, жил в Харькове, женился в Харькове, сына родил в Харькове... Тридцать лет прожил на Украине. И мне будут рассказывать, что сейчас там не тот народ? Это тот народ, но элементарно околпаченный. Феллини говорил: «Мой зритель умер». Мой зритель жив, слава богу, но для кино он умер. 

- Вы же оба персона нон-грата на Украине... Как вы это переживаете?

- Ну как? Переживаем... – становится ещё более серьёзным Аркадий Яковлевич.

А Александр Михайлов качает головой:

- Я не переживаю.

- А я переживаю, - продолжает Инин. - Не могу в родной Харьков поехать. Был почётным харьковчанином, как многие: Люся Гурченко, Наташа Фатеева, Лена Яковлева... Лену вот сейчас туда не пустили... Возле театра оперы и балета есть аллея славы харьковчан, там отпечатки рук наших. Всё, выломали мои отпечатки. Можно к этому нормально относиться? Смеёмся, конечно, но душа болит.

- А почему вы, Александр Яковлевич, сказали, что не переживаете по этому поводу?

- Я переживаю по-своему... Произошли совершенно чудовищные вещи. Друзья вдруг стали ненавистными врагами - я вдруг стал ненавистным врагом. Четыре картины с моим участием на Украине запретили. Продали туда картину «Мата Хари», в которой у меня небольшая роль была. Звонят мне наши и спрашивают: «Александр Яковлевич, можно, мы вырежем вашу сцену?», иначе не попадём на Украину. Вырезали.

Я три месяца назад был в Донецке. У меня не просто мурашки по коже – волосы дыбом, можно поседеть от рассказов о том, что делают эти бандеровцы... Мы ехали из одного города в другой. Я открыл дверь джипа, чтобы выйти подышать, размять ноги. Был сумрак. И парень из сопровождающих, 18-летний мальчишка, прикрыл меня: «Я в ответе за вас, Александр Яковлевич». Я говорю: «Мне уже 70 лет, я старик. А ты-то, молодой, куда?..» 

- Я тебя перебью, - включается Аркадий Инин. - Просто всё рядом – смешное и трагическое. Мы, кинематографисты, тоже приехали на Донбасс, нам тоже сказали: вас будут охранять наши ребята. Приехал бронированный джип. В нём шесть лбов таких замечательных. Они надели бронежилеты, вооружились. Лариса Лужина говорит: «Ну хорошо, вот вы такие, а насчёт нас как?» Командир в ответ: «А с вами Бог».
Посмеялись не без горечи, и Александр Михайлов завершил свой рассказ:

- Я спрашиваю у этого мальчишки: «Ты откуда?» - «Из Костромы». - «Мама, папа есть?» - «Да». – «А девушка?» - покраснел, как девица. «А чего ты здесь?» - «Ну как чего? Русских убивают...» Я помню, как приезжал в Чечню, там были наши пацаны-десантники, которые остановили ту раковую опухоль... Вот с этими ребятами я был, есть и буду. Меня уже не изменить.

Немного о кино
- Александр Яковлевич, вы упомянули сериал «Мата Хари», который недавно был показан по телевидению. Вы видели его? Он вам понравился?

- Не все серии, но видел. Это скучно, неинтересно.

- А есть фильмы из новых, которые вас зацепили?

- Я сейчас очень мало смотрю картин. Такого фильма, чтобы зацепил, нет.

- Как вы относитесь к вашему коллеге по цеху режиссёру Андрею Звягинцеву, который постоянно получает призы на международных кинофестивалях?

- Не хочу судить. Значит, он нужен, если получает такие призы. Значит, необходим. Очень хорошо, пусть получает.

Вопрос Михаилу Мамаеву, сыгравшему Никиту Оленева в фильме «Гардемарины»:

- Возможно ли такое же актёрское братство, как братство гардемаринов?

- Конечно. Оно и есть. В чём проявляется? В том же, в чём любое другое братство. Во взаимовыручке, в радости общения друг с другом, в радости от совместной работы.

Отдавать и получать
Маленькая ложка дёгтя – то ли просто организационная накладка, то ли неуважение к гостям форума. Встречу Александра Михайлова со зрителями в кинотеатре «Россия» задержали на полчаса – шла американская картина, «чудовищная совершенно», по определению актёра:

- Люди, в том числе пожилые, которые пришли на встречу, стояли и ждали – было битком набитое фойе. А в зале сидели семь человек. Коммерческая выгода от этого полторы-две тысячи рублей. Зато моральный ущерб огромный…

А тех людей, что пришли для общения с артистом, он назвал потрясающими. Поэтому и главные впечатления о кинофоруме про это же:

- Люди хорошие здесь. Чистые, светлые, наивные по-своему, очень восприимчивые, открытые душой. Я редко выступаю в Москве. Мне неинтересно там. А вот когда приезжаешь на Север, в Сибирь, в Забайкалье, где я родился, на Дальний Восток, там всё другое...

У Аркадия Инина такое же мнение:

- Не могу разделять зрителей: северные, южные... Но знаю одно и с Сашей согласен абсолютно: чем дальше от Москвы, тем лучше зритель, живее, непосредственнее, наивнее в хорошем смысле (да и как можно быть наивным в плохом смысле?), доверчивее, распахнутее душой.

- Чем больше отдаёшь зрителю, тем больше получаешь, - продолжает Михайлов. - Он тебя открывает, раскрывает что-то большее в тебе же самом. Поэтому хочется приехать сюда лишний раз. Хотя я очень загружен. У меня институт (Александр Михайлов преподаёт во ВГИКе. – Е.Н.), антрепризы, много заграничных поездок. Но я сорвался сюда. Потому что очень уважительно отношусь к Светлане Сергеевне Дружининой. Я солдат у таких замечательных женщин (в шутку отдаёт честь. – Е.Н.). И Аркаша их тоже обожает. А мужиков он не любит...

- ...и собак, - добавляю, вспомнив начало разговора.

- Собак и мужиков не любит! – смеются собеседники. Вот и родился экспромтом новый штрих к портрету Аркадия Инина.

- Мало того что она замечательная женщина, так ещё и крёстная мать моего младшего сына, - уточняет Аркадий Яковлевич. -  Так что мне вообще не отвертеться.

- Удивительная пара, - это Александр Михайлов о Светлане Дружининой и Анатолии Мукасее. 

- Столько лет вместе, - поддерживает Инин. - И такие разные. Она вулканическая, чумовая совершенно, а Толя спокойный, с юмором потрясающим... Бог дал Светлане Сергеевне талант и красоту. Мы её любим, готовы всегда с ней приехать.

- Приезжайте!
- Зовите – приедем.

С гостями кинофорума общалась Елена НИКОЛИХИНА
Фото Владимира ЛАРИОНОВА-мл.

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий