Новый диснеевский проект вызвал неоднозначную реакцию кинокритиков, причём неодобрительных рецензий чуть больше, чем хвалебных. Зрительская масса более благосклонна, но мнения опять же разделились: кто-то в полном восторге, кто-то ждал большего от режиссёра и звёздного кастинга, кто-то счёл киноленту не вполне подходящей для ребёнка... То есть, чтобы составить представление о фильме, надо его посмотреть самому.
Поделюсь некоторыми мыслями, возникшими при сравнении новой ленты с оригиналом.
Наверное, не стоило называть эту ленту киноадаптацией классического мультфильма 1941 года, потому что получилась совсем другая история и Тим Бёртон, вообще-то, не тот режиссёр, который снимает детское кино. «Сонная лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Планета обезьян», «Суинни Тодд», «Крупная рыба», «Мрачные тени», «Дом странных детей мисс Перегрин»… Даже «Алиса» и «Чарли и шоколадная фабрика», ориентированные на детскую аудиторию, могут показаться странными и страшными. А на «мультик про слонёнка» молодые родители ведут малышей, порой не достигших и указанных в рейтинге шести лет.
Впрочем, в «Дамбо» нет типичных для Бёртона комических ужасов, мистики и парадоксов (кроме собственно летающего слонёнка, всё остальное более или менее реалистично), однако совсем маленьким зрителям фильм может показаться тяжеловатым. А серьёзным взрослым, ожидающим раскрытия образов героев, логической оправданности, наоборот, слишком условным и поверхностным.
«Дамбо» Тима Бёртона не детская сказочка и не взрослая драма. Это феерия для детей, чувствующих себя взрослыми не по годам, и для взрослых, ностальгирующих по детству.
Для нескольких поколений американцев оригинальный мульт-фильм, снятый по книжке Хелен Эберсон с картинками Харольда Перла, стал одним из сильнейших детских впечатлений, такой же классикой, как, скажем, история про гадкого утёнка. В нашем советском детстве истории с летающим слонёнком просто не было. Кассета, выпущенная в 1985 году, была редкостью в СССР, так что к истории Дамбо с малолетства приобщилось то поколение россиян, кому сейчас не больше тридцати. И именно те критики, кто в детстве до слёз сопереживал несчастному слонёнку, заявляют, что ленте Бёртона по сравнению с оригиналом не хватает чувства, глубины, даже сказочности.
Да, мультфильм более сказочен – уже потому, что снят с точки зрения животных: они разумны и цивилизованны. Цирковые слонихи являют собой некое светское общество, в иерархии которого миссис Джамбо, мама Дамбо, и раньше была простушкой, а с появлением ненормального ребёнка стала совсем аутсайдером. Люди же представлены карикатурно – уродливые мальчишки-хулиганы, злобные клоуны... Маленькому зрителю в кино нужно себя с кем-то ассоциировать – в мультфильме это может быть только Дамбо, чьи несчастья почти до самой развязки идут по нарастающей. Поэтому милая сказочка с песнями и танцами оставляет в детских душах глубокий след.
А в ленте Бёртона действие происходит в мире людей, там есть мальчик и девочка — Милли и Джо (Нико Паркер и Финли Хоббинс), у которых умерла мама, а папа, Холт Фэрриер (Колин Фаррелл), вернулся с Первой мировой войны без руки. Но эти дети – не жертвы, а борцы, рано повзрослевшая сестра лелеет большую мечту, и окружение – труппа цирка-шапито – живёт как одна большая семья, хоть и не всегда дружная. Так что маленький зритель к тому моменту, когда в кадре появляется Дамбо, уже не ассоциирует себя со слонёнком, а сопереживает ему вместе с братом и сестрой. Нет острого чувства одиночества во враждебном мире. В этом смысле фильм менее драматичен, чем старый мультик, но и менее травматичен для детской психики.
Стоит отметить и как именно слонёнок понимает, что может летать. В мультфильме Дамбо с другом мышонком пьют воду из бочки, в которую злобные клоуны уронили бутылку шампанского, хмелеют, видят глючный танец розовых слонов – и просыпаются на ветке дерева.
Чувство полёта под воздействием веществ – очень педагогично, не правда ли? А в картине Бёртона слонёнок случайно поднимается в воздух в процессе игры с пером – сначала неумело, как птенец, и дети его тренируют. Совсем другой месседж: для достижения результата приходится трудиться. И вместо пляски кислотных глюков – реальное шоу мыльных пузырей и сияющие восторгом глаза Дамбо, видящего это воочию. В мультфильме полёт сразу приводит к хеппи-энду, а в киноленте основное противостояние сил добра и зла только начинается, каждый персонаж делает свой выбор, и финал действительно великолепен.
В фильме задействованы также Дэнни ДеВито, Майкл Китон, Алан Аркин и великолепная Ева Грин. Даже ради зрелищности стоит его посмотреть. А уж сам анимированный слонёнок вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Марина ВАСИЛЬЕВА
Фото afisha.yuga.ru
Газета "Вечерний Северодвинск", 15-2019