Новости Северодвинска и Архангельской области

Как погиб старшина Плетнев?

30.06.2019
Изменить размер шрифта
Судно безобмоточного размагничивания (СБР). Фото из архива «ВС»

Продолжение истории о судьбе похороненных в Северодвинске моряков судна, затонувшего в 1962 году.

В ноябре 2014 года мы по просьбе жительницы Мурманска искали на старом городском кладбище могилу матроса Зайцева, одного из членов экипажа затонувшего в 1962 году судна.

Исходили тогда кладбище вдоль и поперёк. Спасибо читателям, искомое захоронение мы бы без их помощи не нашли. Так в «Вечёрке» появился материал «Где похоронен матрос Зайцев?». Мы рассказали о неравнодушных людях Тамаре Александровне Гулиной и Светлане Михайловне Морозовой, которые годами ухаживали за забытым всеми захоронением и добивались официального внимания к коллективной могиле экипажа. Поведали о судьбе матроса Владимира Зайцева, чей сын родился уже после гибели отца. 

О смерти – без подробностей

И вот спустя несколько лет нам пришло письмо из Волгоградской области:
«Мне показали вашу статью «Где похоронен матрос Зайцев?». На фото памятника в списке погибших я нашла своего родственника Плетнева Валентина Ефимовича, о котором мы ничего не знали с момента получения информации о его гибели. С помощью вашей статьи я смогла хоть немного узнать о той трагедии. Подскажите, есть ли у вас информация о том, все ли тела 13 погибших были захоронены и можно ли побольше узнать о причинах трагедии. Знаю только, что мой дед практически закончил службу и незадолго до гибели уже переслал вещи своей матери. Буду очень признательна вам за помощь! Мы планируем посетить место захоронения нашего дяди и деда.

Ольга Игитян (Плетнева), внучатая племянница Валентина Плетнева».
Семья старшины 2-й статьи Плетнева, как и  остальные родственники членов экипажа СБР-132, получила извещение о смерти – лаконичное, без подробностей. В те времена вообще многое не сообщали. Даже о количестве погибших. Родственники Владимира Зайцева были уверены, что погиб весь экипаж – девять человек. В письме Ольги Игитян упоминается 13 погибших. В официальной справке военно-морского архива чёрным по белому: в катастрофе 15 ноября 1962 года погибли 17 человек – русские, украинцы, белорус и литовец.

Только факты

Вот по-военному очень скупая архивная справка о происшедшей трагедии.
В приказе главнокомандующего ВМФ от 3 декабря 1962 пода №0355 значится:
«15 ноября с.г. при буксировке в штормовую погоду в Белом море погибло со всем личным составом судно безобмоточного размагничивания тыла Северного флота - СБР-132.

Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах:
12 ноября с.г. морской буксир... вышел из Кольского залива в Архангельск, имея на буксире СБР-132...

...В районе острова Вешняк погода ухудшилась (ветер ЮЗ 8 баллов, море 5 баллов), поэтому суда в 16.00 13 ноября укрылись в Сосновецкой салме.
Из-за невозможности стоянки в данном районе при юго-западных ветрах вскоре суда вынуждены были уйти в море, где после 14-часового маневрирования в районе о. Сосновец в 13.10 14 ноября по решению капитана буксира они легли курсом на Архангельск...

...Несмотря на дальнейшее ухудшение погоды, суда продолжали движение.
В 1.26 15 ноября командир СБР-132 донёс о том, что через незадраенную палубную горловину, над которой находится груз весом более двух тонн, затопило носовой отсек, и из-за неисправности водоотливных средств осушить его не удаётся...

...В период между 5.17 и 5.22 при повороте на обратный курс СБР-132, имея большой дифферент на нос и пониженную остойчивость, затонуло со всем личным составом в ш. 65*30’, л. 39’30».

В журнале учёта чрезвычайных происшествий тыла Северного флота за период с 30 марта 1962 года по 25 сентября 1969 года значится: 

«15 ноября 1962 г. в 06.00 затонул  СБР-132 по пеленгу маяка Зимнегорский 270° в расстоянии 70 каб.

12 ноября 1962 г. в 12.10 СБР-132 на буксире МБ... вышли из Росляково в Архангельск для постановки в ремонт.

На борту СБР-132 находились: командир капитан 3-го ранга Гончаров А.А., инженер – капитан-лейтенант Смирнов А.П., сверхсрочнослужащие два человека и тринадцать старшин и матросов срочной службы. СБР-132 затонул вместе с личным составом».
Нам удалось выяснить, что были найдены только семь тел погибших. И только трое похоронены на старом кладбище Северодвинска. Это матросы Владимир Васильевич Зайцев (1938 г.р.), Артур Борисович Росков (1939 г.р.) и Борис Георгиевич Красов (1940 г.р.). Информация о том, что впоследствии были найдены ещё тела моряков и захоронены там же, не подтвердилась.

И это всё о нём
А вот что мы знаем теперь о погибшем Валентине Плетневе. Он уроженец хутора Верхние Липки Логовского района Сталинградской области (сегодня это Фроловский район Волгоградской области), из многодетной семьи. Отец воевал, пропал без вести в 1942 году.

После семилетки Валентин учился в ремесленном, работал на заводе жестянщиком четвёртого, а потом и пятого разряда. Призвали его на флот в сентябре 1958 года. Службу на флоте начинал на Балтике. Потом был Северный флот. Весной 1961 года побывал дома в отпуске «нафотографировался и один, и с младшим братом, всем раздарил свои фото».

Когда семья получила извещение о гибели старшины В.Е. Плетнева, младший брат написал командиру части письмо с просьбой о подробностях, ответ был короткий: служил в Росляково, погиб при исполнении…

Привели в порядок и помянули
А могилу экипажа СБР-132 на кладбище теперь и не узнать. Шефство над захоронением взяла известный северодвинский правозащитник Татьяна Восахло. Спохватились и военные, зашевелилась администрация городская. Прониклись и депутаты Горсовета: с помощью Евгения Назаренко и Андрея Вакурина захоронение моряков привели в порядок - вырубили мелкий кустарник, покрасили ограду, уложили плитку, поставили указатели, заменили памятник. 

А 15 ноября, в день гибели моряков-североморцев, на месте захоронения побывали неравнодушные северодвинцы, моряки Беломорской базы, священник провёл поминальную службу.

Елена ОГОРОДНИКОВА
"Вечерний Северодвинск", 26-2019
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий