Новости Северодвинска и Архангельской области

К 90-летию со дня рождения Анатолия Егоровича Ткаченко: «Таких руководителей больше не делают!»

24.02.2019
Изменить размер шрифта
Стиль руководства Ткаченко был очень спокойным, даже деликатным…

Трудные 90-е годы. Перестройка шагает по стране. В небольшом промтоварном магазине на Ленина, 1, за прилавком немолодой спокойный человек предлагает покупателям нехитрые товары, держит себя с достоинством, уверенно. Многие покупатели видят знакомое лицо и не верят своим глазам. Бывший председатель горисполкома Северодвинска Анатолий Егорович Ткаченко! Да не может этого быть! Но это было... Знающие Анатолия Егоровича люди не удивлялись. Он всегда умел превосходно трудиться на любом посту. 

Ткаченко ушёл из жизни в конце 2018 года, не дожив до своего 90-летия два месяца. Сегодня о нём вспоминают его коллеги и родные.

Анатолий Иванович Беляев, директор промтоварной сети магазинов «Основа»:

Мой «крёстный отец»
Ткаченко можно назвать моим крёстным отцом. В 1972 году он лично отобрал для Севера тридцать пять специалистов - выпускников Института советской торговли Ленинграда. Так мы с женой и с нашими друзьями Соваткиными, Редько, Стагнеевыми и другими ребятами оказались в Северодвинске. И ни разу об этом не пожалели. Он как-то ловко подобрал к нам свой «золотой ключик» в те дни отбора, пообещал жильё и своё обещание выполнил. Все специалисты «ткаченковского призыва» в Архангельске и Северодвинске успешно работали на руководящих должностях. 

Анатолий Егорович всегда следил за нашей работой, радуясь успехам и огорчаясь из-за неудач. Он учил нас грамотно принимать решения, быть справедливыми и дисциплинированными, уметь работать с людьми, ставить задачи и в срок их выполнять.

70-80-е годы были золотыми годами расцвета Северодвинска. Тогда под руководством Ткаченко в городе появилось много объектов - промтоварная и продовольственная базы, драмтеатр, пищекомплекс, хлебозавод и многое другое. Мы с Анатолием Егоровичем в те годы проехали, считай, весь Союз, добывая оборудование и материалы, налаживая нужные контакты. Он со своим «золотым ключиком» подхода к людям умел договариваться легко и бесстрашно. И город получал желаемое! Он не только с большими начальниками ладить умел. На любом предприятии он сначала говорил с рабочими, мастерами, потом уж к руководству шёл.

«Молодцы, спасибо за работу!»
Превосходный контакт у него был с руководителями наших заводов, все вопросы решали вместе. Помню, начал Севмаш мебель выпускать, «Ольховку», «Садко» и другую. И Анатолий Егорович договорился о поставках мебели в городские магазины, но счёл важным сначала обеспечить мебелью заводской народ. 

А история с вставшей под Новый год печью на хлебозаводе? Остальные печи не могли обеспечить весь город хлебом. Ткаченко подключил к решению вопроса всех руководителей городских предприятий, кто мог бы помочь беде, и так организовал круглосуточную работу, что город ничего не заметил. И 31 декабря печь заработала. Собрал он нас всех и сказал: «Молодцы! Спасибо за работу. Теперь домой к родным праздновать!»

«Живите скромно и честно, стойте в очередях, как все»
Его стиль руководства был очень спокойным, даже деликатным. Я никогда не слышал, чтобы Анатолий Егорович повысил голос. Но уж если не сделаешь что-то (а он помнил все свои поручения), то от его тихого голоса порой мурашки по коже бежали. Случалось, что выходили руководители из его кабинета с мокрой спиной и долго приходили в себя в приёмной.

Помню его слова, обращённые к нам: «Живите скромно и честно, стойте в очередях, как все. Ведь на вас город смотрит». В трудные для него и всего города дни 90-х именно я предложил ему возглавить небольшой магазин на Ленина, 1. Он согласился и трудился на совесть, сам стоял за прилавком, ничуть не стесняясь. Горожане только ахали. А он был спокоен и уверен в нужности своего труда. Таких людей больше не делают... Настоящий Руководитель и Учитель с большой буквы. Светлая ему память.

Ангелина Ивановна Ткаченко, жена:

Жили мы душа в душу
Мы с Анатолием Егоровичем прожили вместе 64 года. До сих пор не верю, что его нет. Жду его, скучаю очень... Мы с ним познакомились в московском поезде, ехали из отпуска. Я опаздывала, и тут какой-то парень из тамбура подхватил мои сумки. И я успела заскочить в уже тронувшийся поезд. Оказалось, оба ехали в Молотовск. Потом мы встретились на улице возле магазина. И пока я делала покупки, он успел приобрести билеты в кино и пригласил меня. 

Он тогда на СМП военпредом был, представительный такой и очень симпатичный. А до того служил на Черноморском флоте, был старшиной команды электриков. Через полгода, в 1955 году, мы поженились. Мои родители очень любили его, папа называл его сыном. Жили мы душа в душу. После большого хрущёвского сокращения армии он стал работать на СМП. Сначала сдаточный механик, потом начальник ПРБ 50-го цеха, затем парторг. Как-то мы вернулись из отпуска, а его на вокзале встречают друзья, поздравляют. Оказывается, избрали депутатом городского Совета.

Основная его черта - всё делать тщательно, основательно и максимально качественно. Вероятно, это и было замечено директором завода Егоровым, и Анатолий был выдвинут на ответственную работу в горисполком, хотя он очень не хотел уходить с завода. Так в 32 года он стал заместителем председателя горисполкома. Позже был первым секретарём горкома партии и долгое время председателем горисполкома.

«Сидите тут, дармоеды!»
Помню, как он переживал, когда ушёл с завода. Ему заводская работа по душе была, а тут всё не так... Но сказали: «Надо!» 
Он рассказывал, как в первый день работы в горисполкоме был приём населения и одна женщина с порога накинулась на него: «Сидите тут, дармоеды, штаны протираете, я все пороги обила, никак не могу ребёнка в садик устроить!» Защитили его коллеги, мол, человек первый день на работе. Но он этого случая не забыл и помог ей. Через много лет эта женщина встретила его в театре и прямо на шею кинулась, благодарила очень. Он вообще всегда старался помочь людям. 

Как-то уже на пенсии он сказал мне: «Геля, мы с тобой не полностью программу выполнили. Дома я строил, деревья сажал, а вот сына у нас нет». Потом подумал и засмеялся: «Зато дочка у нас очень хорошая!»

Ольга Анатольевна Иванова (Ткаченко), дочь Анатолия Егоровича: 

Лучший на свете папа
Папу дома я видела редко, он приходил поздно, но каждую свободную минуту посвящал нам с мамой. Он нас очень любил, но особо не баловал.

Я шесть с половиной лет проработала в пятом цехе Севмаша плазовым разметчиком, одновременно учась во втузе. Для 17-летней девчонки это было очень ответственно, и папа мной гордился, говорил: «Ты получила прекрасный опыт, работая в бригаде». Папа мой добрый, лучший на свете, никогда меня не ругал. Однажды задержалась с подругой в школе допоздна, выставляли оценки за четверть. Я не предупредила его об этом. Когда я пришла домой, папа только тихо сказал: «Как тебе не стыдно?» Это был верх недовольства. Стало совестно, что я его огорчила.

«Ваш папа работал грузчиком?» - «Нет. Мэром города»
У папы был сильный характер. Военное детство закалило. Был случай, когда за связь с партизанами его семью вместе с другими сельчанами фашисты согнали в сарай и подожгли. И сгорели бы все, если бы их не освободили партизаны Ковпака. 

В конце войны он, мальчишка, выполнял непосильную даже для взрослых работу: таскал тяжёлые мешки с зерном и брёвна для постройки домов. Всё это потом сказалось на его здоровье. В 2018 году сосудистый хирург, увидев папины ноги и руки в узлах, спросил меня: «Ваш папа работал грузчиком?» «Нет, мэром города» - ответила я.

Папа писал воспоминания, с удовольствием вспоминал Е.П. Егорова, считая его талантом. Добрые воспоминания есть про Н.Г. Орлова, Г.Л. Просянкина, А.Ф. Зрячева и многих других. Он дружил с А.И. Громогласовым, В.И. Дардой и очень ценил их.

Про нечищеные пуговицы
А этот случай он вспоминал всю жизнь. Был он молодым офицером. Ехали они с беременной мамой из отпуска. Он оставил маму на вокзале и вышел за покупками в город. И надо же было такому случиться - задержали его в Москве патрули за нечищеные пуговицы на шинели. И в комендатуру! Да под Новый год! К счастью, в этот день комендатуру проверял командующий Московским военным гарнизоном. Разобрался он, за что задержан молодой офицер с Севера, узнал, что на вокзале его ждёт беременная жена. Отменил наказание, приказал начистить ему пуговицы, выделил номер в гостинице на новогоднюю ночь и распорядился дать молодой семье билеты в театр и музеи Москвы.

Он был на все руки мастер
Отец мой всю жизнь интересовался новой техникой, в последние годы неплохо освоил смартфон. Телевизор не любил, но смотрел передачи о технике, природе. Он был на все руки мастер, всё умел делать. Сам дачку нашу построил, печку сложил, шил меховые шапки и жилеты внукам, любил огород. У него на славу росла цветная капуста, все дивились урожаям. Любил деревья, знал, где в городе растёт ясень, где вязы, где клёны. Внуков, а позже и правнуков своих просто обожал. Нравилось ему делать всем сюрпризы и подарки дарить. В последние годы мы много с ним гуляли по городу и к нему часто подходили люди. Кто благодарил, кто-то вспоминал хорошее, а кто-то просто здоровался и улыбался. Папа был просто счастлив после таких встреч.
* * *
В заключение хочется привести слова бывшего первого секретаря горкома партии Северодвинска Анатолия Ивановича Громогласова, много и плодотворно работавшего в 70-е годы вместе с Анатолием Егоровичем. «Ткаченко, как никто другой, внёс огромный вклад в развитие нашего города. Мы много с ним вместе работали, часто ездили в Москву добиваться важных для города постановлений правительства. Анатолий Егорович был честным, порядочным, эрудированным, понимающим и всегда готовым помочь людям. Мне кажется, было бы справедливо назвать одну из новых улиц города именем Анатолия  Егоровича Ткаченко».

Татьяна БУКУРОВА
Фото из семейного альбома Ткаченко
Газета "Вечерний Северодвинск", 8-2019
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий