Новости Северодвинска и Архангельской области

«Оттого, что не бывает тихо…»

16.09.2018
Изменить размер шрифта
Иван Воробьёв с женой Зиной и дочкой Леной (середина 70-х годов). Фото из альбома Ивана Воробьёва

Как создавалась в Гремихе первая в СССР база гарантийного и авторского надзора за АПЛ второго поколения.

Мне выпала честь быть организатором и даже начальником первой в истории СССР базы гарантийного и авторского надзора (БГАН №1) за стратегическими атомными ракетными подводными лодками второго поколения в одной из ВМБ Северного флота в Гремихе.

Многие асы гарантийного обслуживания нашего отдела даже ездили в Гремиху для предварительного ознакомления с условиями работы и жизни на будущей базе, но не могли решиться на организацию, а тем более на руководство.

Один поэт писал про этот таинственный уголок: «Оттого, что не бывает тихо ни зимой, ни летом, никогда, город называется Гремиха - ты видал такие города? Их кружком не отмечают карты, снег их заметает с головой. И олени, впряженные в нарты, пробегают улочкой кривой…»

Действительно, ветры, особенно зимние, как говорится, давали жару! А попасть туда можно было лишь на теплоходе через пару морей раз в пять дней. Да ещё и билет нужно было достать.

Помчался выполнять
Так как я был тогда самым молодым специалистом в отделе, то меня и отправили в Гремиху. В одночасье стал заместителем начальника отдела и начальником БГАН. Кстати, самый молодой тогда  руководитель  такого ранга на предприятии. Забрав в охапку всю семью – молодую жену Зину и трёхлетнюю дочку Лену, помчался выполнять очередное порученное дело.

На военно-морской базе меня приветливо встретили её представители, в том числе замечательный человек и специалист Николай Григорьевич Криницкий, капитан I ранга, заместитель командира дивизии - начальник электромеханической службы. С ним мы в дальнейшем очень плотно и творчески работали.
Поселили на флотскую плавказарму (ПКЗ). Она уже была порядком потрёпана.

Канализация - на износе, да и крысы, порой пробегая в подволоке, напоминали о своём существовании. Пресная вода лишь периодически подвозилась баржами. Потому за этим процессом приходилось лично тщательно следить на пару с оперативным дежурным базы. Порой и трап-то на входе на прибылой воде заливало. По первому разу даже пришлось обувь снимать, чтобы зайти на ПКЗ. Благо был ещё июль.
Но вид с палубы этого судна в сторону вечернего лениво шевелящегося моря и скал с укладывающимся в них на ночь вечерним мягким солнцем и дорожкой от него одарил надеждой на неимоверную красоту и прелесть этих, казалось бы, суровых мест!

Работа закипела
Поначалу почтой приходилось самому вызывать контрагентов для устранения неисправностей на заказах. Но со временем начали прибывать специалисты, в том числе с нашего предприятия. И работа закипела.
Позже подошла новенькая финская ПКЗ нашего предприятия «Заполярье». Потом подошла и плавмастерская, в строительстве которой мне когда-то также приходилось участвовать. Затем прибыли мастера, начальник участка, для которых уже удалось подобрать квартиры. Совместно с вице-адмиралом Алексеем Ивановичем Сорокиным, тогда начальником политуправления Северного флота, даже удалось обеспечить бесплатный проезд командированных и работников предприятия на теплоходе в Гремиху.

Получалось, что командир Йоканьгской ВМБ, а затем и флотилии, тогда вице-адмирал, Юрий Алексеевич Кузнецов вынужден был просить любезно у меня то разрешения на поселение к нам на ПКЗ своих командированных специалистов, то билетик на теплоход для них.

И палтус на дорогу
Питание непосредственно на ПКЗ силами Военторга и поваров высшего класса было организовано блестяще – на уровне шестого разряда, в том числе и по спецпитанию. Даже дефицитным молоком обеспечивали из собственного подсобного хозяйства ВМБ.

Перед возвращением домой каждый командированный тут же мог купить палтуса холодного копчения и другой дефицит для угощения родных.

Прямо на ПКЗ желающие занимались физкультурой и спортом. А в праздничные дни мы выходили своим дружным коллективом на демонстрации. Коротким, довольно свежим летом выезжали даже на природу. Свой автобус доставлял работников базы из города на работу.

В необитаемых объёмах
На гарантию заказ отдавался, как правило, на три месяца после очередного автономного плавания. За это время необходимо было разобраться в гарантийной принадлежности неисправностей, вызвать необходимых специалистов со всего Союза и привести корабль в боевую готовность.

Приходилось непосредственно контролировать проведение многих работ, в том числе и в необитаемых объёмах реакторных отсеков. Надо сказать, что наши ребята порой по просьбе флота консультировали и помогали справляться с неисправностями, и не только на гарантийных заказах.

К тому же надвигалась пора постепенного перехода на постоянное техническое обслуживание кораблей флота промышленностью. И опять же с меня всё и началось.

Назначили ещё и руководителем от Севмаша по обслуживанию систем, обеспечивающих работу ракетных комплексов кораблей.

Кругом вода…
Вместе с Юрием Алексеевичем Кузнецовым доводилось провожать и встречать из автономки корабли. Был и печальный случай, когда при заходе на швартовку с корпуса лодки в одно мгновение сдуло ветром на пару с коварной морской волной всю швартовную команду, около семи человек. Пришлось совместно решать вопрос доставки погибших на Большую землю.

Интересно, что с будущим командиром этой флотилии АПЛ Александром Михайловичем Устьянцевым мы познакомились в быту. Он умудрился поздно ночью залить только что отремонтированную квартиру, любезно предоставленную нашей семье флотом. Проснулись, как от проливного дождя. Оказалось, что у соседа сверху авария. Пришлось отремонтированное сушить и подправлять.

Но это уже другая история
База уже блестяще справлялась с поставленными задачами, обеспечив совместно с флотом мирное небо над головой не только граждан страны, но и всего мира. А меня уже ждало строительство ещё более грозной техники - самой большой и могучей в мире подводной лодки «Акула». Но это уже другая история.

Но всего этого могло и не случиться, если бы рядом не было уникального наставника Владимира Васильевича Голубева, выпускника ленинградской корабелки, в прошлом заместителя начальника цеха 40, заместителя председателя профкома, ответственного сдатчика кораблей. Он стал моим наставником и по спортивной гимнастике, которой мы вместе успешно занимались. Он был и слаломистом, и общественным тренером, организатором и художественным руководителем всех спортивных вечеров ветеранов спортклуба «Север». И просто был замечательным человеком и папой своих любимых детей.

Иван ВОРОБЬЁВ, почётный ветеран АО «ПО «Севмаш», кавалер медалей «300 лет Российскому флоту», «50 лет атомному российскому флоту»

Газета "Вечерний Северодвинск", 37-2018
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий