Новости Северодвинска и Архангельской области

Семнадцать советских лет Клотильды Сенторенс

09.03.2019
Изменить размер шрифта
Клотильда Сенторенс. Фото из следственного дела

Большую часть своего первого срока француженка отбывала в Ягринлаге.

Заключённая Ягринлага Клотильда Андре Петровна Сенторенс. Первое имя ей было дано при рождении. Андре – при крещении. А отчество Петровна (потому что отец Пьер) француженке дописали уже в СССР, куда она приехала с любовью. Смелая женщина, она отказывалась подписывать документы, в которых Андре Петровной её называли советские следователи.

«Жена изменника родины»
Клотильда Андре Сенторенс родилась во французском городке Мон-де-Морсен в 1907 году, в крестьянской семье. Трудилась в Париже на бумажной фабрике, с которой была уволена после забастовки. После этого она устроилась санитаркой в медицинский институт и одновременно на вечерние медицинские курсы.

В 1925 году Клотильда познакомилась в Париже с сотрудником советского полпредства Трефиловым, за которого в следующем году вышла замуж. А в 1930 году вместе с мужем и трёхлетним сыном Жоржем приехала в Москву. 

Через два года супруги развелись. Клотильда поступила на работу в Книжную палату, потом была библиотекарем в энергетическом институте им. Молотова. В 1935 году стала гражданской женой профессора восточных языков Н.П. Мацокина. 

В 1937 году Мацокина расстреляли. Жену как члена семьи изменника родины 22 ноября 1937 года осудили на восемь лет лагерей. Сын остался с отцом. 

Медсестра с французским акцентом
Большую часть срока Сенторенс провела в Ягринлаге. Сначала на строительстве аэродрома Васьково, а затем в Молотовске. 
В 1945 году при освобождении получила 83 рубля – всё, что заработала за восемь лет работы в лагерях. Местом жительства ей был предписан Молотовск с закреплением за строительством №203 по вольному найму. 

Жильё дали на улице Транспортной. На работу приняли медсестрой в детские ясли №3 там же, на втором участке. Работала групповой и старшей медсестрой. А в феврале 1948 года была уволена как не имеющая оконченного медобразования. Устроилась вышивальщицей в артель «Искра», около года трудилась в Доме ребёнка.

Посадили за мечту
Мечту вернуться в родную Францию Клотильда не оставляла. В 1947 году оформила документы и обратилась с письмом к председателю Верховного Совета СССР Швернику. Но ответа не получила. 

В 1951 году она поехала в Москву с целью попасть на приём к члену правительства. Комендатура Верховного Совета ей в этом отказала. Тогда она попыталась пройти во французское посольство. Но и туда не попала. С тем и возвратилась в Молотовск.

Повторно Клотильду арестовали 24 февраля 1951 года. Основанием послужили рапорты старшего инспектора ГВИР и начальника паспортного отдела. Свидетели тоже не скупились на подробности разговоров с Клотильдой о её желании вернуться во Францию и о жизни в СССР.

Два раза следствие пришлось возобновить из-за упорного сопротивления подследственной. В конце концов в вину ей были поставлены и желание возвратиться на родину, и «клевета» на советскую действительность. И то, что в 1926 году во французской полиции её отговаривали от брака с советским подданным, обрабатывали в антисоветском духе.

Дело было направлено в Москву для рассмотрения на Особом совещании при МГБ СССР. Приговор – восемь лет лишения свободы. Отбывать направили в Вятлаг Кировской области.

Из лагеря Клотильда обратилась с заявлением к председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову. В нём подробно описала свою судьбу и просила пересмотреть её дело, так как считала обвинение и приговор несправедливыми.

Освободить и отпустить
В ноябре 1954 года прокурор отдела по спецделам Прокуратуры РСФСР Сырыгина, пересмотрев дело, нашла, что обвинение Сенторенс в проведении антисоветской агитации не доказано. 27 декабря Центральная комиссия по пересмотру дел на лиц, осуждённых за контрреволюционные преступления, предписала освободить француженку. Клотильда Сенторенс вышла из лагеря 11 января 1955 года.

По книге приказов Молотовского горздравотдела удалось установить, что после освобождения она приехала в Молотовск, устроилась на работу медсестрой в те же детские ясли №3. А в 1956 году всё же получила разрешение выехать во Францию.

Книга будет
В декабре прошлого года ко мне обратился бывший северодвинец, ныне житель Москвы, с просьбой уточнить факты биографии француженки, судьба которой связана с нашим городом.

После возвращения во Францию Клотильда Сенторенс написала книгу воспоминаний «Семнадцать лет в сталинских лагерях». Её решили переиздать в России. Переводчик, друг нашего земляка, просил уточнить некоторые детали, имена, названия.

Я обратилась в архив УФСБ России по Архангельской области и познакомилась там со следственным делом, на основании которого и написана эта статья. Книга Сенторенс уже переведена и, вероятно, скоро будет издана. Фрагменты из неё переводчик разрешил опубликовать, что мы и сделаем в одном из номеров «Вечернего Северодвинска».

Галина ШАВЕРИНА
Газета "Вечерний Северодвинск", 10-2019
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий