Новости Северодвинска и Архангельской области

А ты пиши мне письма мелким почерком

23.08.2012
Изменить размер шрифта
Репинские запорожцы, пишущие письмо турецкому султану, и не подозревали, сколько у них будет последователей. 

Россияне дружно шлют друг другу открытые послания. Почему и зачем?

Помните, была такая песенка у туристов: «А ты пиши мне письма мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке…» Теперь она кажется анахронизмом – в каком-нибудь айфоне места хватит на тома переписки. А скоро, похоже, и само слово «почерк» станет чем-то пыльно-нафталинным. Даже в смысле стиля. Хотя предпосылок к этому, казалось бы, нет. Наоборот, в стране просто поветрие какое-то – все кинулись писать письма, причем открытые. И хотя они разные по содержанию, есть в них что-то общее…


Спасай лицо!
 «В России вновь наступило время открытых писем», - пишет в своем блоге поэт Дмитрий Быков. А цитирует его сайт www.echomsk.spb.ru.

«Когда-то ими обменивались оппозиционеры с представителями власти либо представители разных отрядов творческой интеллигенции – скажем, Шендерович со всеми, от Коха до Киселева. Вызвано это было тем, что продолжать личное общение по ряду причин невозможно, а высказаться хочется, - отмечает Быков. - Новый виток открытых переписок диктуется другими коммуникационными сложностями: диалог невозможен уже потому, что говорящие находятся на слишком разных этажах общественной лестницы». 

По мнению поэта, основная проблема сегодня не в том, что общество разучилось говорить, а в том, что отучилось слушать. 

«Мы говорим на принципиально разных языках. Обществу важно заявить о проблеме – власти важно ее переформулировать, замылить или отфутболить. Диалог возможен там, где есть общая цель, - считает Быков. - Раньше таких целей не могло быть у Коха с Шендеровичем (которые теперь под общим гнетом общаются вполне нормально, хоть и не без яда). Сегодня общая цель невозможна для Макаревича и Путина, для артистов и Капкова, для Ройзмана и полицейского начальства, для тех, кто подписывается за Pussy Riot, и тех, кто стремится закатать их по максимуму. Сколько писем ни пиши, механизма влияния на власть нет». 

В результате, подчеркивает Быков, это приводит к «фундаментальному расколу и к горькому итогу: письма пишутся не для того, чтобы нечто изменилось, а для того, чтобы спаслась репутация». 
«Единственная цель – не решить проблему, а сохранить лицо. Это очень трогательно, но совершенно бессмысленно. А главное – это подменяет цель общественной активности: она не в том, чтобы добиться перемен, а в том, чтобы спозиционировать себя, - добавил он. - Что делать? Ответ прост. Искать такой язык, чтобы «они» поняли. Не усмотрите тут, пожалуйста, разжигания. Очень может быть, что я имею в виду английский. То, что говорит Мадонна или Бьорк, судя по реакции, им пока еще небезразлично».

Хоть барину, хоть Путину
Быкову в какой-то мере вторит видный новосибирский общественник исполнительный директор новосибирского областного общественного Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов. Интервью с ним публикует сайт www.sibinfo.su. Вот выдержка.

– Так вышло, что в последнее время в Сибири в адрес первых лиц уже неоднократно направлялись открытые письма. Это о чем-то говорит?

– Это явно говорит о некой тенденции. Значит, есть недовольство. Люди пишут не просто так. Есть определенные причины этого недовольства, и люди конкретно и доходчиво их прописывают. И это уже становится вопросом политическим.

К примеру, простая история, которая касается новосибирского министерства строительства и ЖКХ. Там чиновница, которая занимается тем, что проверяет строительные компании, приобрела у одной из фирм готовую квартиру за 100 тысяч рублей. Причем не своих, а полученных от государства в качестве субсидии, из которых половина легла ей в карман. Вопрос – почему на протяжении нескольких лет она продолжает там дальше работать? Это что, политика губернатора?..

– В общем и целом логика понятна. А в целом письмо, написанное на имя, допустим, того же губернатора, имеет под собой определенный вес и является документом, отражающим юридический факт обращения к должностному лицу?

– Безусловно, это полноценный документ. Отвечать на него обязательно в течение 30 дней.

– Общение с властью в формате переписки у нас в стране имеет перспективы? То есть адекватная реакция, на которую рассчитывает отправитель, за таким посланием может последовать?

– Я думаю, что перспектив нет. Хоть ты барину пиши, хоть боярину, хоть Путину. От этого ничего не изменится. Это просто листочек бумаги. А думать, что чиновники, которые набивают карманы, прочитают эту бумажку и заплачут, сказав: «Я всю жизнь неправильно жил», - тут надо быть очень наивным человеком. Грубо говоря, как могут реагировать на обращения те, кто работает в России вахтовым методом, увозя свои семьи и капиталы за рубеж?! Нет, никто не прослезится, поверьте.

– Ну и настало время сакраментального вопроса. Что делать в таком случае?

– Явно не бумажки писать. Понимаете, бумажки – это для того, чтобы показать, что я напишу 100 бумажек и мне напишут 100 бумажек, заранее положив на них с прибором. Ну, тогда давайте еще напишем! Что, не действует?! И не действует уже 20 лет.

Но у некоторых в головах есть еще иллюзии. О чем говорить, если даже сжечь себя не помогает?! Один человек пару лет назад сжег себя на площади Ленина, вот женщина сожгла себя в офисе «Единой России». Ничего не меняется – сжигать себя не помогает! Странная логика – меня обманули, а я сжег сам себя…

И другие подписавшиеся
Одним из самых известных открытых писем последнего времени стало упоминавшееся уже письмо Андрея Макаревича Владимиру Путину. В свою очередь, артист Станислав Садальский написал Макаревичу открытое письмо, призвав его бороться с фонограммщиками.

Лидер «Машины времени» был не единственным музыкантом, чье имя муссировали в связи с эпистолярным жанром. «Самое интересное» рассказывало о письме сатирика Виктора Шендеровича в ответ на пост в Твиттере певицы Елены Ваенги по поводу Pussy Riot. А тут и Ксения Собчак подсуетилась. Телеведущая высказала все в том же Твиттере опасения, как бы певицы Валерия и Елена Ваенга не покончили с собой от мировой известности панк-группы. В ответ на это Валерия опубликовала в своем блоге гневное письмо, где раскритиковала Ксению, указав на все ее недостатки.

Но это, что называется, мелочи жизни. Есть на этом поле игроки и покрупнее. Пол Маккартни, всемирно известный музыкант, написал письмо в поддержку девушек из панк-группы Pussy Riot.
 Текст вызвал широкий резонанс.
А вот еще показательные примеры (три из десятков!).

 Коллектив Московского драматического театра имени Гоголя обратился к властям и ко «всем деятелем культуры, которым дорог российский репертуарный театр», с открытым письмом, в котором выразил свой протест против назначения Кирилла Серебренникова новым художественным руководителем театра…

 Российский студенческий союз опубликовал открытое письмо ректору Казанского федерального университета Ильшату Гафурову. Тема - нарушения в ходе приемной кампании в вуз…

 Большая группа волгоград­ских спортсменов, среди которых олимпийские чемпионы, призеры мировых и европейских первенств, тренеры, обратилась с открытым письмом к губернатору Сергею Боженову, в котором выразила глубокую озабоченность состоянием спортивных сооружений в регионе…

Дальше – больше. Министр обороны Анатолий Сердюков обратился с письмом к главе правительства Дмитрию Медведеву, в котором заявил о нецелесообразности передачи частот телеканала «Звезда» новому Общественному телевидению. Конфликт вокруг «Звезды» может привести к громкому скандалу, считают наблюдатели. И - к новым письмам?

Товарищу Сталину
Особняком стоит недавнее «Письмо товарищу Сталину» писателя Захара Прилепина. Такого резонанса, пожалуй, давно ничто написанное не вызывало. Пересказывать письмо неблагодарная затея. Приведем концовку:

«…Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда – самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе. 
Кому все это может понравиться? 

Мы очень стараемся и никак не сумеем растратить и пустить по ветру твое наследство, твое имя, заменить светлую память о твоих великих свершениях - черной памятью о твоих, да, реальных и, да, чудовищных преступлениях. 
Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят».

Если вы еще не читали полный текст – разыщите в Интернете, это несложно. Так называемая российская либеральная общественность, от имени которой якобы написано письмо, текстом возмущена. Но в комментариях есть и отклики типа: «Давно пора было сказать правду».
Казалось бы, это письмо, что называется, из ряда вон. Но знаете, что роднит его со всеми другими письмами? Порой возникает ощущение, что пишущим абсолютно все равно, дойдет ли их послание до адресатов, даже если пишут они ныне здравствующим. Главное – заявить о себе.

Нина РЯБИНИНА
(по материалам Интернета) 


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий