Новости Северодвинска и Архангельской области

«Мы идем туда, где есть читатель»

14.10.2011
Изменить размер шрифта
Двадцать лет – двадцать газет

- Вячеслав Васильевич, откуда родилось название – «издательство добрых газет»?

- Создавая в 1990 году одноименную газету (а на ту пору я был единственным штатным журналистом), понимал, что если вступлю в конкуренцию с уже существующими изданиями, в которых работают опытные профессионалы – мои коллеги, друзья – то обязательно потреплю поражение. За ними традиции, многотысячные тиражи, огромная армия читателей. А у меня лишь желание создать то, чего нет в киосках «Союзпечати». При этом из «собственности» у меня были лишь голова да шариковая ручка: ни денег, ни соратников, ни помещения.

Однако, поскольку за моей спиной был профессиональный опыт, то я представлял, что будет востребовано читателем, что ему интересно.
Напомню: год создания «Северной недели» - это время заката горбачевской перестройки, приближение развала СССР. Читатель той поры уже начитался «запрещенного», узнал, что такое «компромат», «мат», «эротика», «секс», и что Ленин, оказывается, был неравнодушен к женщинам и сухому вину.
Что предложить такому «искушенному» человеку? Может то, чем он по-настоящему живет, но не находит на газетных страницах? Говорить с ним нормальным человеческим языком: вместо снимков «попсы» и политиков предложить «добрые» рисунки?
Вот на стыке этих размышлений и родилось издательство добрых газет.

Добрые газеты против «желтых»

- На Вашем двадцатилетнем пути были только успехи?

- Если бы. По сути за этот период мы пережили три кризиса. Это очень закалило и позволило дать ответ на вопрос: как выживать в «лихую годину?»
Первый кризис наступил 1 января 1992 года. Тогда с подачи Егора Гайдара российский рубль превратился в копейку. Издательство в декабре успело получить подписные деньги (немалые по тем временам). Они позволяли мечтать о строительстве своего здания. На ту пору мы ютились в театральном буфете, а нас уже было более десяти человек.

Но… Новогоднее похмелье оказалось очень горьким: мы поняли, что денег читателей хватит лишь на выпуск нескольких номеров газет. В редакции зазвучали призывы сложить перья и проситься на работу в прежние издания. Но… коллективным ответом было создание нового юридического лица, которое наряду с газетным производством допускало и коммерческие операции, а также… увеличение объема наших изданий.

В этот период некоторые сотрудники дрогнули, ушли в другие газеты, но костяк сохранился. На протяжении двух с половиной лет они получали мизерные зарплаты, сидели на макаронах с тушенкой, но верили, что нужны своему читателю, которому жилось, порою, еще сложнее. И лучшее время вскоре наступило. На протяжении многих лет стремительно росли тиражи наших газет, их число. «Дачная», «Завалинка» стали лидерами читательского спроса в Архангельской области, намного опережая тиражи «желтых» изданий. Северяне тем самым подтверждали, что мы на верном пути: «добрые» газеты для них нужнее.

- А потом, как в сказке, – взмах волшебной палочки и…?!

- На пороге встал «черный вторник» 1998 года. Для многих он оказался более серьезным, чем нынешний финансовый кризис. Но, поскольку у нас не было кредитов в банке, а был кредит доверия читателей, то мы «черного» вторника просто не заметили. С той поры верим: надо бояться не глобальных кризисов, а кризисов в головах, реформирований отрасли, которые в России делаются, как правило, в интересах «группы физических лиц», а не общества.

- Расшифруйте, пожалуйста, этот последний посыл.

Самая грустная планерка

- Еще раз скажу, с 1994 года экономика издательства крепла, средняя заработная плата была значительно выше, чем средняя по городу и области. Напряженная экономическая ситуация сложилась в тот период на оборонных предприятиях Северодвинска – атомная «недозагрузка». Мы же в 1997 году запустили три основных проекта: «Завалинка», «Вечерний Северодвинск», «Травинка». Все они сразу нашли своего читателя и органично влились в семью газет издательства «Северная неделя». Казалось, впереди только хорошие новости, ведь мы приближались к миллионному тиражу.

Но нас ждали довольно тяжелые испытания. Они подкатывали к нам волнами с начала ХХ1 века. «Шторм» же разразился в 2006-ом году. Началось все ранее с централизации «Почты России». Множеству наших партнеров – районным узлам связи (а их у нас было 350 по всей России) запретили заниматься реализацией газет, самостоятельно определять их ассортимент. Эта функция была передана в управления федеральной почтовой связи. А те, очевидно, не захотели заниматься «мелочевкой» и за читателя стали решать, что ему нужно. Затем функции подписки были переданы «Почтой России» МАПу. 

Вслед за розницей стали падать и подписные тиражи, а с ними и наша экономика. Мы же в большом количестве стали получать письма примерно такого содержания: «Пять-десять лет была постоянным читателем ваших газет. Теперь их в нашем городе (районе) не продают». «Подписалась на ваши газеты, а они либо не приходят, либо приходят нерегулярно. Наведите порядок».

Мы пытались воздействовать на ситуацию как могли, в том числе и с привлечением юристов. Однако это давало небольшой результат. Объективности ради скажем, что за этим боданием мы не заметили, что практически в каждом регионе появились свои «Дачные», «Завалинки», «Травинки». А мы, уверовав в успех, не меняли ни контент, ни объем, ни оформление наших изданий. В результате к концу 2006 года подошли с довольно печальным результатом. Я был вынужден собрать коллектив и сказать: «Это, очевидно, самая грустная планерка в 16-летней истории коллектива: мы вынуждены идти на сокращение штатов и замораживание заработной платы». А сам, после этой планерки, как говорится, не спал, не ел, ища выход из этого второго кризиса.

Я исповедую мысль, если руководитель думает о стабильности творческого коллектива, о людях не меньше, чем о рентабельности предприятия – у него больше шансов получить хороший результат, чем у холодного прагматика.

Недавно нашел подтверждение этой мысли у легендарного Генри Форда, создателя одноименной машины и брэнда, который считал своих сотрудников партнерами и стремился максимально стимулировать их труд. А ведь он не был утопистом.

Вся небольшая прибыль «Северной недели» идет на развитие производства, повышение заработной платы, улучшение условий труда. 
Сейчас я произнесу весьма спорную фразу, но тем не менее убежден: сокращение штата в творческом коллективе – это начало гибели издания, распад его потенциала. Если редактору кажется, что в газете есть лишние журналисты, придумайте вместе с ними новый раздел, газету, которые в скором времени прибавят число читателей, денег. За последнее время наш коллектив увеличился на десять человек. Но выход предопределило не количество людей, а девиз «Северной недели»: «мы идем туда, где есть наш читатель!» Мы стали искать с новыми изданиями новых читателей.

- Но их в нынешней России итак немыслимое количество, а число читателей неуклонно сокращается?!

В условиях чистой нравственной экологии

- На ту пору у нас скопились огромные запасы собственных эксклюзивных материалов. Их ценность была в том, что по сути это был склад народной мудрости, опыта, знаний. Далеко не все они укладывались в формат наших существующих изданий. И тогда мы зарегистрировали «Народную библиотеку газеты «Завалинка» и стали очень оперативно реагировать на читательский спрос, включая сезонные, социальные, тематические интересы. Внешне наши новые издания похожи на глянец, а внутри это черно-белая газета. Поэтому мы и регистрируем их как газеты.

После этого запустили серию женских газет, не забыли и мужчин – вышел пилотный номер «Мужских секретов». На кризис 2008 годы мы ответили тремя выстрелами – газетами «На счастье!», упомянутыми «Мужскими секретами» и суровой «Пенсионерской правдой». Помимо этого рекламную газету «Северная неделя», выходящую тиражом 92000 экземпляров на два города: Архангельск и Северодвинск, преобразили в информационно-рекламную. И еще: в рамках предприятия «Вечерний Северодвинск» создали новое рекламное агентство. В результате не только сохранили, но и преумножили рекламные объемы как в «Северной неделе», так и в «Вечернем Северодвинске». Еще одна новинка - вместе с «Поморфильмом» создали видеоверсию наших газет под названием «Женское счастье», и сейчас эти диски продаются в киосках. Есть у нас и некоммерческие проекты. Каждый год издаем книгу с нехитрым названием «Вечерний Северодвинск 2001-2008 год», в которую включаем лучшие публикации и фотоработы журналистов за минувший год. Горожане называют эти тома «Энциклопедией жизни». Печатаем и мемуары ветеранов Северодвинска.

Одним словом, мы сумели создать очень гибкий, высокотехнологичный газетный конвейер, быстро реагирующий на читательские запросы (кстати, мы печатаемся в нескольких типографиях страны). Если появится потребность в каком-либо новом издании – через месяц мы будем готовы запустить и его. Есть расхожая фраза: вначале человек работает на свое имя, а затем имя работает на него. Это можно сказать и о «Северной неделе»: наши партнеры и читатели знают, что на продукции издательства стоит своеобразный знак качества - логотип «Северной недели»: улыбчивое солнышко со словами «в Ваших руках газета, взращенная Русским Севером, на Архангельской земле, в условиях чистой нравственной экологии. Дает читателям заряд оптимизма, здоровья, успеха!»

В настоящее время наши газеты продаются в 62 регионах России. Из восемнадцати изданий одиннадцать уже вышли за пределы области. На графиках (1, 2, 3) читатели могут посмотреть сравнительную экономику предприятия за 2007-2008 годы. Казалось бы все у нас относительно благополучно, даже хорошо. Но очень тревожит, что нынешняя ситуация с платежами в чем-то очень напоминает девяностые годы. Растет количество должников, это в первую очередь, частные распространители. Остались непогашенными долги за управлениями федеральной почтовой связи, которые из государственных учреждений были преобразованы в филиалы «Почты России». Кстати, МАП образца 2009 года – это надежный партнер, чего не скажешь об АРСМИ, которое постоянно нарушает договорные обязательства.

Поэтому мы ощущаем дыхание третьего кризиса, но даем ему профессиональный ответ: запускаем новые издания, ищем новые типографии, которые позволят быть ближе к российскому читателю; ищем новых партнеров.

Создайте газету-носитель!

- И все-таки у многих коллег-читателей «Журналиста» после этой «исповеди» возникнет вопрос: а зачем «Северной неделе» такое количество газет? Может, следовало остановиться на двух-трех наиболее успешных и развивать их? Ведь не секрет, есть газеты, которые одним тиражом перекроют ваш разовый полумиллионный!

- Я был бы рад (и мы к этому стремимся), чтобы у нас появилась газета с таким тиражом. Но надо учитывать нынешние реалии: появление Интернета, коммуникаторов, огромный ассортимент изданий, сокращение населения…

Я недавно участвовал в разговоре председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова с американской коллегой Катей Непомнящей. Когда она сказала, что в Америке ожидают скорого заката жизни газет, Богданов возразил, что не согласен с этим посылом: умрут те издания, журналисты которых не уловили сегодняшних запросов читателя, не учитывают их интересов, оставляя и контент, и объем газеты на уровне прошлых лет.
Я эту точку зрения разделяю. Если ничего не менять в «пикирующем» издании, не запускать новых проектов в условиях падения тиражей, экономики, тогда ничего не остается, как ждать гибели родной газеты, коллектива или продаваться кому-то. Добавлю, каждое наше издание существует, пока оно рентабельно. У журналистов в случае неудачи есть возможность перейти на работу в другую газету издательства, не потеряв при этом в зарплате.

- Так в чем же главный успех издательства добрых газет?

- По-моему, я уже ответил на этот вопрос. Первый – смотрите заголовок. А второй – если кризис бросает вам вызов – примите его. Ваша основная газета должна стать ракетой-носителем, вывести на орбиту несколько газет-спутников. И тогда связь с читателем станет значительно обширнее, а экономика предприятия более устойчивой. Под хорошую идею деньги всегда находятся. И даже если вас постигла неудача – радуйтесь: вы стали более опытным профессионалом!
С этим можно спорить, и мы дискутируем с коллегами на семинарах, неформальных встречах. Но у «Северной недели» есть веский аргумент – двадцать лет довольно успешной работы.

Разговор «на троих» организовали и провели
журналистки Ольга Ларионова и Ирина Багрич

P.S.
Вячеслав Белоусов родился в 1950 году. По первому образованию – кораблестроитель, по второму – журналист (Ленинградский университет). Начинал «карьеру» судосборщиком на атомоходе «Ленин», служил на космодроме «Байконур», работал инженером, заместителем начальника цеха.
С 1972 года в журналистике: корреспондент газеты Северного машиностроительного предприятия; ответственный секретарь городской газеты «Северный рабочий», создатель издательства добрых газет «Северная неделя».
Лауреат премии Союза журналистов России, Заслуженный работник культуры РФ, председатель Архангельского отделения Союза журналистов России.

Публикация - «Журналист», №9, 2009 г. 

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий