Новости Северодвинска и Архангельской области

А я иду, шагаю по Москве...

30.06.2019
Изменить размер шрифта
Парк «Зарядье». Парящий мост

И думаю о том, могут ли жить в гармонии столица и провинция.

В Москву, в Москву! На три отпускных дня. Повод – выставка любимого мною норвежского художника Эдварда Мунка в Третьяковской галерее. То, что пропустить нельзя. Но эти дни вместили в себя столько всего интересного, одно культурное событие словно притягивало другое, одно впечатление перетекало в следующее...

Наше всё и многое другое
6 июня – 220 лет со дня рождения Пушкина. На площади его имени радостно журчат фонтаны, граждане читают стихи – свои и юбиляра, дамы в панамах и соломенных шляпах благодарно слушают, публика бродит вдоль стихийных книжных развалов...
На главной площади столицы тоже продают книги, но уже основательно. Здесь завершает работу книжный фестиваль «Красная площадь». Народ толпится у прилавков, где представлены десятки издательств. На купленные книги ставят экслибрисы фестиваля и в честь пушкинского юбилея – вон там, у картонной фигуры поэта. Дату – 220 лет – вовсю обыгрывают. «220: Пушкин под напряжением: памятник или блогер?» - на эту тему увлекательно дискутируют Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, и Александр Архангельский, писатель и телеведущий. Дети со сцены вдохновенно читают Пушкина. А вечером над кремлёвскими звёздами тонкой скобкой повиснет месяц, а с этой же сцены будут мощно – до мурашек - звучать голоса артистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...» Сидячих мест всем зрителям не хватило. Слушают стоя, кричат: «Браво!» Расходиться не хочется.

Главное же моё впечатление от фестиваля - встреча с известным журналистом, писателем, фотографом Юрием Ростом. Презентация его книги об Андрее Сахарове «Кефир надо греть» (история любви, рассказанная Еленой Боннэр Юрию Росту) собрала немало внимательных слушателей. Не только вновь убедилась в том, что Юрий Михайлович великолепный рассказчик, но и привезла книгу с личностным, очень дорогим для меня автографом автора.

Рядом с Красной площадью сияет волшебными шарами-фонарями Никольская улица, ставшая в прошлом году любимой у футбольных фанатов во время чемпионата мира.
И конечно, не могла не побывать в парке «Зарядье» - вот он, на месте бывшей гостиницы «Россия», в зале которой я много лет назад слушала концерт Раймонда Паулса. Концертный зал в «Зарядье» тоже есть, но это лишь одна из его примечательностей. Люди бродят по тропинкам, сидят в тенёчке на скамеечках, бесконечно фотографируют разнообразную растительность и панорамы, сочетающие в себе старинные церквушки и плавные изгибы построек современного Зарядья. Все непременно стремятся на парящий мост. Парит он над рекой. Там всегда многолюдно. Сколько селфи отсюда разлетелось по миру?..

Ну а теперь – в Коломенское! Попытаться скрыться от тридцатиградусной жары в тени аллеек музея-заповедника. Поразмышлять над таинством гармонии строгой церкви Вознесения Господня и огромной раскидистой берёзы. Обойти вокруг восстановленного в наше время деревянного причудливого дворца царя Алексея Михайловича...

И – по контрасту – в Москва-Сити, в параллельную вселенную небоскрёбов, в настораживающее и манящее будущее. Башни делового центра отражаются друг в друге, скрывая за уходящими в небо окнами какую-то совсем другую жизнь других людей с их «высокими» делами и деньгами.

А потом – на Арбат. Там мой университетский однокурсник Роман Попов проводит экскурсию. Слушать можно бесконечно, каждое здание Арбата и отходящих от него переулков – это уникальные истории людей, живших и творивших здесь. Детали, которые никогда не заметил бы сам без знающего проводника. Как, например, два маскарона на старом доме: один оригинальный, а другой, с позволения сказать, отреставрированный современными «ценителями прекрасного».
Вот уж поистине город контрастов. Прошлое, настоящее и будущее то уживаются здесь слаженным ансамблем, то вступают в диссонанс.

«Храни свой мусор у себя!»
И ещё об одном противостоянии время от времени думала я, находясь в Москве.
То и дело за эти три дня попадались мне явления, связанные с родными местами, с Севером. На книжном фестивале был стенд Архангельской области. Прозаик Владислав Попов, который возглавляет Архангельское отделение Союза писателей России, представлял на Красной площади свою книгу «Ворота в синее поле».
С живым интересом и пониманием посетители фестиваля принимали кантату «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина». Музыку написал Леонид Десятников, а слова – народные, в записи и обработке Бориса Шергина. В роли сказительницы блистательная Светлана Крючкова. Слушала – и прямо гордость разбирала, так и хотелось сказать соседям-зрителям: «А я из тех мест, из Архангельской области...»

В Коломенском есть проездные ворота Николо-Корельского монастыря. В этот раз, правда, не добралась до них. Будете там – сходите, посмотрите. В парке «Зарядье» первое, что попалось на глаза, - табличка «Северные ландшафты», а вокруг скромные и такие родные травка, цветочки... Мой отель был у метро «Аэропорт», а если проехать дальше по зелёной ветке – вот, пожалуйста: «Следующая станция - «Беломорская»...

Столица и провинция всегда любили поспорить. Но невероятно обидно, что сейчас прилагательное «московский» звучит в наших краях в основном в сочетании со словом «мусор». Понятно, что люди имеют в виду чиновников, когда пишут «Москва, храни свой мусор у себя!» А вовсе не молодожёнов, которые фотографировались на фоне красот Коломенского. Не интеллигентную немолодую женщину, выстоявшую рядом со мной весь заключительный концерт книжного фестиваля. Не доброжелательных москвичек, охотно показывающих, как пройти к метро... И всё равно это очень горько.

Москва и провинция способны насыщать друг друга. Мы будем ездить в столицу за культурными впечатлениями. А она будет впитывать в себя всё то ценное, что есть в большой нашей стране...

Рисую идеальные картинки?

Несколькими днями позже, получая в Кремле Государственную премию, директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская скажет: «Пусть наш прекрасный Русский Север всегда остаётся чистым». Её ясную и достойную речь внимательно будут слушать собравшиеся (москвичи в основном, полагаю).

* * *
Знаменитая картина «Крик» Мунка на выставке тоже была, одна из версий. Принято думать, что на этой картине кричит сам человек. Но Эдвард Мунк писал: «Я шёл по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне тёмной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

Пока люди кричат друг на друга, они вряд ли способны услышать крик природы. Хотя Мунк, конечно, о более глубинном...

Елена НИКОЛИХИНА
Фото автора
"Вечерний Северодвинск", 26-2019
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий