Новости Северодвинска и Архангельской области

Дедушка пинежской энергетики

11.08.2016
Изменить размер шрифта
Если по энциклопедии, локомобиль - компактный передвижной паровой двигатель. Внешне он походит на миниатюрный сухопутный паровоз о четырёх колёсах. Раскочегаривался локомобиль в основном дровами, чтобы затем с помощью системы передач приводить в движение неподвижные молотилки, веялки, мельницы. Это на селе. А в таёжных леспромхозовских посёлках - насосы, генераторы и прочую электромеханику.

Локомобили в России массово начали выпускать ещё до революции на Мальцовском заводе, а последний смастерили уже в 1957-м на Людиновском паровозном. Стоит напомнить – в тот год наша страна послала в космос первый спутник, а потому можно сказать, что тем самым был продемонстрирован исторический диапазон русской технической мысли. И хотя только в 1940-м и один только Людиновский завод склепал 6400 локомобилей, сегодня они штучный товар, за которым технари-коллекционеры гоняются по всему свету, но чаще по запущенным дебрям. 

На прошлой неделе появился такой уникальный агрегат и у нас, в… Северодвинске. Обнаружили его в таёжном пинежском посёлке Пачеха, что в 70 километрах от Карпогор, а затем доставили на площадку близ Дворца молодёжи «Строитель» директор дворца Игорь Воронцов и сотоварищи.

Локомобиль, что много лет трудился на поселковой пилораме, сохранился благодаря местному старосте Владимиру Глубокому, который наотрез отказывался сдавать четырёхтонную машину в металлолом и не раз решительно отшивал мародёров. Расстался же он с локомобилем, лишь когда получил гарантию, что этот дедушка пинежской энергетики займёт достойное место как музейный экспонат.
Он и в самом деле такое место займёт. Разумеется, после реставрации. Время и северный климат не слишком деликатно обошлись с машиной, и сегодня, например, чтобы точно установить год и место его постройки, надлежит аккуратно восстановить его фабричный лейбл, изрядно изъеденный коррозией. Впрочем, в планах Игоря Воронцова не только лейбл - есть задумка по возможности собрать паровую машину до полного комплекта, вернув ей частично утраченные механические части. 

Раритетом энергетики Дворец молодёжи «Строитель» обзавёлся в самый канун юбилея своего директора - Игоря Воронцова. Так что, если образно, то теперь у ДМ два локомобиля. Один из Пачехи, а вторым является сам директор дворца, которого сравнивают с локомобилем по… выработке всевозможных идей. Того и желаем Игорю Юрьевичу и его коллективу на долгие годы!

Олег ХИМАНЫЧ

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий