Новости Северодвинска и Архангельской области

Мужичок с гармошкой

06.05.2018
Изменить размер шрифта
Есть и мужчины в русских селениях 

Есть люди, рядом с которыми хочется улыбаться. В ответ на их лучезарный талант, искромётный юмор и неиссякаемый оптимизм. Один из таких - Владимир Леонидович Голованов, заслуженный работник культуры РФ, музыкант и композитор, преподаватель. И, как пишет он о себе на страничке в соцсети - «безнадёжный романтик». 
Однажды я присутствовала на одном из занятий Владимира Леонидовича. Его ученик играл на гармони «Раз полоску Маша жала». Меня поразило, что Владимир Леонидович не столько следил за техникой, сколько пытался донести содержание песни. Для него было важно, чтобы ученик своей игрой передал чувства, настроение лирической героини, которая трудится в поле. 

Песенка из детства 
Сам Владимир музицирует с детства: «Первым инструментом была детская гармонь. Клавиши располагались в один ряд, по гамме. Это было в детском саду. Я просто нажимал на кнопочки и случайно заметил, что получается песенка, которую мы учили - «Мишка с куклой пляшут полечку». 

У меня один из родственников играл на гармони. Тоже самоучка. Его зовут Александр Михайлович Гужов, ныне пенсионер. У него была гармонь, и он неплохо играл разные песни и плясовые мелодии. Я все время просил: «Саша, покажи мне, как играть». Он меня научил частушкам и «Барыне». Потом ему, видимо, надоело, и он просил мою маму: «Тётя Маша, купи Вовке гармонь». Когда я пошел в первый класс, мама купила мне настоящую гармонь. Я часто садился перед зеркалом и представлял, что я артист. Хотя играть толком и не умел.

Но мысли материализуются. Всё так и вышло. Я завидовал тем, кто умел играть, и удивлялся, как это можно так научиться. Сам подбирал мелодии по слуху с радио или телевизора. Толчком послужило то, что моя мама была очень гостеприимна, и к нам приходило много гостей. Они часто пели народные песни. Я слушал и старался подобрать песни на инструменте».

Гармонист и тракторист 
«Когда я учился в школе, это 70-е годы, - продолжает Владимир, - популярным инструментом была гитара. Конечно, мы все были самоучками и учились друг у друга. Часто отмечали праздники в лесу, брали с собой гитару, гармонь и пели песни, устраивали танцы. Это было незабываемое время. В зимние праздники обычно ходили по деревне с песнями. В клубе был баян, и я научился немного играть на нем. Мог исполнять разные песни. Но больше всего мне нравилась гармонь.

Кроме музыки меня привлекала техника. Ведь я жил в деревне, где почти все мужчины были механизаторами. Первый раз за рулём трактора я проехал в четвёртом классе. Правда, ноги тогда ещё не доставали до педалей, и мне только позволили рулить. Конечно, я с трудом попадал в колею. Но уже в старших классах мне доверяли самостоятельно водить трактор. Пробовал пахать, сеять. О музыкальной карьере в те годы не мечтал. Хотелось быстрей вырасти и стать трактористом. Позднее эта мечта сбылась. Зимой учился, а летом, на каникулах, садился за трактор. Гармонь почти постоянно была со мной, и в минуты перерыва мы с мужиками пели хулиганские частушки и иногда песни».

Мечта сбывается 
«О поступлении в культпросветучилище я не мечтал. По благословению завотделом культуры А.К. Маркова, преподавателей В.П. Прибытковой и Н.П. Свинцовой, поехал учиться в Архангельск. Но когда узнал, что там учат только на народных инструментах, желание пропало. Я хотел поступить на эстрадное отделение. Оно было только в музыкальном училище, а туда брали тех, кто окончил музыкальную школу. Я был самоучка, и путь туда мне был заказан. Но судьба распорядилась по-своему. Притом, что я плохо сдал вступительный экзамен по истории, честно говоря, и не старался, меня зачислили в училище. За это я благодарен судьбе.

В культпросвете я познакомился с гармонистом и композитором С. Приваловым. Он пригласил меня играть в свой ансамбль «Гармоника». Нот я тогда не знал и все партии учил на слух. В ансамбле играли одни преподаватели, из студентов я был один. 

В училище освоил балалайку, домру, фортепиано и баян. Учился я два с половиной года. Это всё мое музыкальное образование. Учёба мне давалась не совсем легко. Я же не знал музыкальной грамоты. Тем более после первого года обучения меня призвали в армию. Поскольку я был трактористом, меня взяли танкистом. Но это ещё одно из моих детских мечтаний. Когда учился в старших классах, хотел стать танкистом, даже представлял, как еду на танке». 

Учил детей и учился сам
«После учебы я работал в Каргополе, в отделе культуры старшим методистом. Но мне хотелось создать свой коллектив и заниматься творчеством. Поэтому перешёл работать в клуб в родной деревне Саунино. Создал ансамбль из трактористов, сочинял музыку для ансамбля. Мы выступали в районе, ездили на праздники в Архангельск, были гастроли в Карелии.

В 1989 году меня пригласили на работу в детскую школу искусств преподавателем. Но я очень боялся. С нотной грамотой были некоторые проблемы, я всё играл на слух. Но, как говорится, не боги горшки обжигают. Я учил детей и учился сам.

Когда еще приезжал на практику, мне доверили оркестр русских народных инструментов. В оркестр я ввёл новые, до меня не использованные, инструменты. Это жалейка и свирель. Научился на них играть тоже в училище, и даже научился их делать. 

В 1990 году меня пригласили на гастроли в Америку, почти на целый месяц. Эта поездка мне очень запомнилась. Было ощущение, что попал с необитаемого острова в цивилизацию. У нас, тогда еще в Советском Союзе, было всё по-другому. 

Не обошлось и без курьезов. На генеральном прогоне, от которого зависел наш будущий успех, я случайно нажал на кнопку пожарной сигнализации. Ох, тогда мне и было... Дело в том, что я очень любопытный. Во время паузы вышел в фойе. Смотрю, на стенке красивая красная коробочка. Никаких проводов. В коробочке маленькая дверца, которая свободно открывается. Я открыл её, а там пусто. Задумался, для чего это. Засунул пальцы, нижняя часть коробочки стала перемещаться вниз. Нет, чтобы убрать руку, а мне интересно. И вдруг... Как всё зазвенит, засверкает... Я хотел вернуть назад, но не тут-то было. Американцы пришли, поулыбались. А моим руководителям было не до смеха. Сказали, что за границу мне путь заказан. Но после этого я ещё два раза был в Америке, посетил и другие страны.

Мне неоднократно предлагали переехать, работать в других местах. Даже в Америке. В штате Монтана я три дня жил в одной американской семье. Хозяйка была русская и преподавала в университете. Она и предложила мне остаться в Штатах. Но я сказал, что лучше приеду в гости.

Работая в школе, я создал детский ансамбль «Коробейники». Успех пришёл довольно быстро. Нас много приглашали на различные фестивали и праздники, как в Архангельской области, так и за её пределами. В 1994 году первый раз побывали в Норвегии. 

Тут тоже был забавный случай. Когда мы обедали в одном из ресторанчиков на горной вершине, там был шведский стол. Наливали чай из термосов с кнопкой. Мы таких никогда не видели. Один из учеников спросил, что делать. Я пошутил, сказал, что надо назвать свою фамилию и имя, и кипяток потечёт. Во время обеда ученик попросился налить чая. Ушёл, и нет его долго. Я пошел посмотреть. Подхожу, слышу, он называет свою фамилию, имя и стоит с чашкой, ждет, а кипяток, конечно, не течёт!»

Мы играем свое 
«Музыку я всегда пишу сам, наверное, это и есть какой-то залог успеха. Мы играем не то, что все играют, а свое. Это вносит новизну, и слушается с удовольствием.

В 1998 году я познакомился с норвежским бизнесменом и историком, ценителем искусства Эрлингом Валсёе. С этого момента у нас с Норвегией стало развиваться творческое сотрудничество. Я ездил туда часто, возил ансамбль, группы ребят из детского дома, из школы. В январе этого года мы вновь отправились в Норвегию на фестиваль «Зимний праздник солнца». Это была очень душевная поездка. Я снова встретился с друзьями-музыкантами. Норвежский детский хор исполнял припев моей песни «За окном каргопольским моим» на русском языке. Это было потрясающе! Не зная нашего языка, они интонировали достаточно чисто. А мы пели вместе с ними на норвежском языке. Когда мы уезжали, некоторые дети даже плакали».

На вопрос о жизненном кредо Владимир ответил: «Наверное, научить детей видеть прекрасное, вселить в них доброту. Как мы воспитаем детей, такой и будет дальше мир. Всё зависит от нас, взрослых. А главное предназначение музыканта - дарить людям тепло и доброту. Только искусство может спасти мир. В музыке мы переживаем свои эмоции и страсти. Я не считаю, что у меня были великие достижения, но очень горжусь, что некоторые бывшие мои ученики продолжают заниматься музыкой».

Елена ЗУЕВА 
Газета «Бабья радость»
Фото газеты «Бабья радость»

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий