Новости Северодвинска и Архангельской области

«Мы пионеры Советской страны, нас миллионы...»

19.05.2019
Изменить размер шрифта
Людмила Вашукова (Ольхова) в «Артеке»

19 мая - день рождения пионерской организации.

Эх, как громко и весело распевали мы эту песню на праздничных сборах, а ещё пели «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Пионер, не теряй ни минуты…», «Баклажечку», про «картошку-объеденье, пионеров идеал», «Коричневую пуговку», «Весёлый ветер»  и многие другие. Но были среди нас ребята, которые с особым удовольствием и заслуженной гордостью пели «Артековец сегодня, артековец всегда» и «Орлята учатся летать». Эти ребята побывали в легендарных пионерских лагерях Советского Союза «Артек» и «Орлёнок».
 Вернувшись из этой пионерской сказки, ребята взахлёб рассказывали о своих дружинах и новых друзьях. Сегодня о пионерском детстве рассказывают Людмила Борисовна Вашукова (артековка Люда Ольхова) и Юрий Валерьевич Спиридонов («орлёнок» Юра Спиридонов).


Людмила Вашукова. «Кораблик детства уплывает в детство»
- В «Артек» мы с подругой Леной Тярасовой (Ладыженской) ездили в 1969 году. Приехали 7 мая в первую неучебную смену. Обе оказались в дружине «Кипарисной», правда в разных отрядах. Кстати, мой папа Борис Алексеевич Ольхов, когда был пионером, в 1940 году тоже побывал в «Артеке» и в этой же дружине - она одна из самых первых дружин лагеря.

Нам выдали очень красивую форму - шорты, бриджи, рубашки, штормовки и многое другое. Размещались мы в небольших красивых корпусах, похожих на санатории 50-х годов, с белоснежными лестницами и нарядными холлами. Перезнакомились со всеми ребятами в первые же дни. Наши записные книжки к концу отдыха распухли от новых адресов, телефонов, воспоминаний и песен.

«Кораблик детства уплывает в детство, белые большие трубы скошены назад. Дайте наглядеться,  на прощанье наглядеться, дайте мне наслушаться, как они гудят...» - до сих пор с удовольствием пою с друзьями эту и другие прекрасные песни, которые мы узнали в «Артеке».

С первого же дня у нас начались сборы, походы, праздники, спортивные состязания, встречи с интересными людьми. Как раз в тот год мы всей страной переживали советско-китайский военный конфликт на  острове Даманском. И представьте себе, 19 мая, в праздник пионерии, к нам приехал в гости военный, герой боёв на Даманском. Мы слушали его затаив дыхание.

Всё время пребывания в лагере было заполнено событиями. Участвовали все! До сих пор удивляюсь, что я, раньше не игравшая в баскетбол, выступала на соревнованиях за свой отряд! А ещё я пела на концерте песню про любовь «Гололёд». Мы ездили в лагерь «Лазурный», где был музей космонавтики, подаренный «Артеку» самим Юрием Гагариным. А 9 мая мы побывали на пионерской пограничной заставе, где нас учили охранять рубежи родины от врагов.

Вечером в спальнях мы долго не могли угомониться, переживая события дня. Со слезами на глазах я сейчас вспоминаю наши большие праздники, а особенно день отъезда и прощания с друзьями. В такие дни все дружины «Артека» собирались на одной площади. И мы, обняв друг друга за плечи, в едином порыве пели и раскачивались в такт музыке. 

Там, в «Артеке», мы все были такими нарядными, красивыми. Когда мы разъезжались, форму, конечно, сдали и переоделись в свою одежду. Вид наш стал, прямо скажем, бледным после артековской формы. Особенно это видно было по ребятам из деревень, плохо они были одеты. После лагеря мы ещё долгие годы переписывались с друзьями из «Артека». Потом потихоньку переписка стала затухать, но память об этом счастливом времени осталась у меня на всю жизнь.

Юрий Спиридонов. 
«Мы оставим на память в палатке эту песню для новых орлят!»
- В знаменитый лагерь «Орлёнок» я ездил в мае 1967 году, будучи учеником 7-го класса. Меня наградили путёвкой в лагерь за активное участие в военной игре «Зарница». Я был начальником пионерского штаба школы №7. «Зарница» увлекла меня необыкновенно. Военное дело, бои, оружие, тренировки, маршировка... Мне очень нравилась тогда эта жизнь. Благодаря «Зарнице» я и оказался в «Орлёнке». Там я узнал, что большинство ребят были награждены путёвками в «Орлёнок» за какие-либо заслуги. Да, кстати, в первые же дни  пребывания в лагере мне была оказана большая честь: ребята выбрали меня знаменосцем отряда. Я очень этим гордился!

Сохранилась у меня забавная фотография, где мне передают знамя отряда. Но на этом фото есть только мои ноги, всё остальное закрывает знамя. На обратной стороне фотографии памятная надпись от нашего вожатого. Я очень дорожу этой фотографией.

Нас, ребят с Севера, разместили на самом берегу Чёрного моря в больших армейских палатках по 20 человек в каждой - девочки в одной, мальчики в другой. Ребята из других регионов страны жили дальше от моря в благоустроенных корпусах. А нам очень нравилось на берегу!

В лагере было пионерское самоуправление. Важные вопросы решались большинством голосов ребят. Помню, как мы ходили в дальний поход в горы, пошёл сильный дождь, все вымокли.

Начальник лагеря спрашивает нас: «Ну что, ребята, пойдём дальше в поход?» Все орут: «Да! Пойдём! Мы не боимся!» Хитрый начальник похвалил нас: «Молодцы, ребята, настоящие орлята! Вы, конечно, решайте сами. Но помните, что я несу ответственность перед вашими родителями. А вдруг вы заболеете? Если что, автобусы стоят недалеко. Так едем в лагерь?» Такого дружного «ураааа!» я потом долго не слыхал. Аж эхо в горах откликнулось! Нет, вру. Ещё раз такое же «ура!» я услышал, когда наш отряд узнал, что в мае мы учиться не будем. Дневники нам, правда, выдали, но учиться не пришлось. Хотя, если бы кто-то захотел учиться, пришлось бы организовывать учебный процесс. Но таких героев не нашлось!

Каждый день в «Орлёнке» был удивительным. Очень много спортивных  соревнований, походов, встреч, концертов. Мы даже «шпиона ловили»! Ночью нас подняли по тревоге, мол, нарушена граница Советского Союза, враг где-то рядом. Мы вышли вместе с пограничниками в дозор и, к нашей радости, сами задержали шпиона, нарушившего нашу границу. Понятно, это была игра, но как всё здорово и неожиданно для нас было организовано! 

Смена наша была большая - 35 дней, с 1 мая по 5 июня. И хотя майское море было холодным, мы всё-таки искупались. Как так, быть у Чёрного моря и не искупаться? Мы бы себе не простили. В последний день перед отъездом был большой костёр, мы пели лагерные песни, обещали друг другу никогда не забывать эти дни и писать письма.  На первых порах многие переписывались, но потом жизнь взяла своё и переписка прекратилась. Но воспоминания об «Орлёнке» у меня остались самые лучшие. Я рассказывал об этом своим детям и теперь  обязательно расскажу обо всём внукам. Ведь как пелось в нашей песне «Звездопад», которую написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов в 1964 году после посещения нашего «Орлёнка»: «Мы оставим на память в палатках эту песню для новых орлят»!

Татьяна БУКУРОВА
Газета "Вечерний Северодвинск", 20-2019
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий