Новости Северодвинска и Архангельской области

Подвиг есть! А имеется ли честь?

23.11.2016
Изменить размер шрифта
Сегодня Юрий Александрович живёт во Всеволожске, но в один из своих приездов в наш город побывал и в нашей редакции. Фото Владимира Ларионова

Одолеть океанскую бездну оказалось проще, чем чиновников из Министерства обороны.

В Северодвинске на прошлой неделе в 339-й отдельной бригаде строящихся и ремонтируемых кораблей отмечали 63-ю годовщину со дня основания. Конечно, не «круглый юбилей», но именно тот самый случай, когда незазорно отметить заслуги бригады – десятки подлодок, которые либо впервые сошли со стапелей Северодвинска, либо обрели здесь второе дыхание.

В опале у главкома
Иными словами, у соединения подводников замечательная история, и если её сказать, то не пересказать… Порядка трёхсот моряков награждены орденами и медалями. Есть и Герои Советского Союза - Лев Жильцов, Вадим Березовский, Абдулихат Аббасов, Александр Ольховиков, Леонид Куверский. Есть и Герой России - Сергей Новохатский. Заслуженные офицеры! Однако в этом списке явно не хватает ещё одного имени – капитана I ранга Юрия Александровича Зеленского, командира уникальной атомной подлодки К-278 «Комсомолец», а впоследствии начальника штаба этой же 339-й отдельной бригады, что отметила очередной день рождения. И вот ведь какая любопытная деталь - создали бригаду 15 ноября и в тот же день родился Юрий Александрович! Разве что своим появлением на свет на семь лет опередил соединение, в котором ему довелось служить. Яркому офицеру, без преувеличения, легендарного советского подплава  Юрию Александровичу Зеленскому – 70 лет!

«Википедия» о нём пишет: командовал первым экипажем первой в мире глубоководной атомной подлодки К-278 «Комсомолец», способной вести боевые действия с глубины 1000 метров. В течение 462 ходовых суток безаварийно выполнил программу опытной эксплуатации корабля и два похода на боевое патрулирование на полную автономность. Представлялся к званию Героя Советского Союза. После катастрофы (на лодке шёл второй экипаж капитана I ранга Е.А. Ванина. – Прим. О.Х.), в связи с несогласием с оценкой качеств вверенного ему корабля и с объявленными причинами его гибели, Зеленский попал в опалу главкому…

Получается, за собственное мнение, которое высказал? За честность?! И между прочим, был он не единственным из военных моряков, кто в грянувших ведомственных разборках между флотом и судпромом стал на сторону Севмаша, защитил их корабль и профессиональную честь.

Крепость титана и нервов
Уникальную подлодку доверили Зеленскому и его людям. К-278 «Комсомолец», проект 685, атомная, глубоководная, перволинейная в 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, – так её полно следует представить. Таких не было и нет ни у кого в мире! Глубина была её главным козырем. Хождение лодки в запредельной для других океанской толще изначально заложили в проект. Это был суперкорабль с корпусом из титанового сплава. Построили его в Северодвинске. Он разом менял многое в тактике морской войны. На своих глубинах «Комсомолец» был невидим, неслышен и неуязвим – обычным оружием его было не взять. Зато сам он мог атаковать из океанской бездны! 
Каперанг Юрий Александрович Зеленский, человек крепкой воли, большого ума и необычайной скромности, рассказывал мне: 

- В экипаж «Комсомольца» набирали только желающих. Предъявлялись очень высокие требования к здоровью. Так, из 75 добровольцев половину забраковали медики. Сформированный экипаж больше года учился в Сосновом Бору, а когда учились, офицеры изучали техническую часть будущего корабля на заводах - изготовителях оборудования. Уровень подготовки был очень высоким… А на то погружение шли добровольцы – никто никого не принуждал. Одного офицера всё же пришлось заменить. Он сказался больным. Правда, позже были разговоры, мол, он испугался. Не знаю, может, и в самом деле болел. Я не придал этому значения… 

4 августа 1985-го «Комсомолец» пришёл в точку Норвежского моря без спасателя. Для обеспечения связи ему придали ещё одну подлодку, а на поверхности моря – никого! Они погрузились сразу на 300 метров – для титанового «Комсомольца», честно говоря, это не глубина. Здесь осмотрелись, приготовились и пошли на поэтапный спуск. Сначала по 50 метров - и так до 500, а дальше уже по 25 - в бездну! 

На рекордной глубине 1020 метров «Комсомолец» работал 1 час 15 минут, затем было всплытие, постепенное, согласно программе. От мгновения, когда рубка К-278 исчезла с поверхности моря, и до того, когда снова показалась из воды, прошло порядка 12 часов. 

1020 метров – глубина, доступная не всякому исследовательскому аппарату. А тут боевая атомная подлодка! Между прочим, конструкторы «Комсомольца» заложили в проект его корпуса полуторный запас прочности. Глубину погружения рассчитали так, чтобы на рожон не лезть. Выходит, был ещё запас, могли и глубже! Даже знаток скажет - фантастика! И будет прав. Я бы ещё добавил: 1020 метров океанской толщи - это и наивысшая оценка русской мысли, труда тысяч корабелов и отчаянной русской храбрости. 

«Комсомолец» благополучно вернулся в базу. Лодку на пирсе встречал командующий Северным флотом Иван Капитанец. Как положено, говорил хорошие слова, обещал представить экипаж к наградам. Отдел кадров флотилии после этого оформил наградные листы. Но и поставить текущие задачи Капитанец не забыл - последующие три года экипаж «Комсомольца» 150 суток провел в море, где и завершил опытную эксплуатацию уникальной лодки. И снова, уже во второй раз, отдел кадров 1-й флотилии составил представления к награждению моряков К-278… 

Виртуозы крючкотворства
Мы любим, когда нашу страну называют державой, - это тешит патриотические чувства. Иных порой тешит настолько, что лишает трезвого и смелого взгляда.

Письмо к главкому ВМФ В.В. Масорину:  «Командование высоко оценивало службу экипажа. Подводной лодке по итогам боевой подготовки было присвоено звание «Отличный корабль», а командующий Северным флотом адмирал И.М. Капитанец, встретивший корабль, возвратившийся с успешных глубоководных испытаний, перед строем назвал экипаж экипажем героев и объявил, что весь экипаж будет представлен к наградам. 

Представление к наградам состоялось, а награждение – нет. Прямо скажу, что в то время несостоявшееся награждение мало кого в экипаже беспокоило. Служили в то время мы действительно не за награды, да и некогда об этом было думать… Но трагическая гибель подлодки со вторым экипажем на борту, а затем и распад страны, которой мы служили, помешали реализации представлений. Прошло два десятка лет, у нас выросли дети, растут внуки, но мы по-прежнему чувствуем себя экипажем, чтим память погибших наших товарищей, помогаем по мере возможностей друг другу и сейчас не можем понять, почему наш труд в глазах высшего командования перечёркнут действиями других людей и событиями, на которые мы, как экипаж, повлиять не могли…» 

Из ответа Министерства обороны (войсковая часть 20864): «Сообщаю, что по разъяснению Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации вопросы награждения за прошлые заслуги в настоящее время не рассматриваются, за исключением случаев, когда гражданин представлялся к награждению, но по каким-либо причинам наградные документы реализованы не были. Центральный военно-морской архив и архив СФ не располагают данными о представлении командованием того времени к награждению государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278, отличившихся при проведении глубоководных испытаний в августе 1985 года… Возбуждать ходатайство о награждении государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278 за отличия при глубоководных испытаниях в августе 1985 года оснований нет».

Виртуозы крючкотворства шастают по нашему Минобороны! Значит, наличие у флота лодки К-278, 53 моряков, а ещё и гражданских специалистов, в том числе Севмаша, кто пошёл в бездну, признаём. А то, что пошли они туда, рискуя жизнью и чтобы прославить Отечество, - это уже не наше?! 4 августа 1985 года в Норвежском море состоялось испытание – факт признаём. И мировой рекорд – 1020 метров – тоже признаём и даже с гордостью вписываем его в доморощенные Книги Гиннесса. А воздать должное тем, кому рекордом обязаны, выходит, не можем? Или не хотим? По чьему-то бесстыжему умыслу, нерадению, а может быть, и случайно бумажку потеряли – и вот уже нет никакого подвига!

Страшно все это, господа офицеры! Щёлкать каблуками и рапортовать по праздникам умеете, мы уже насмотрелись, как вышколили, вызубрили своё «Честь имею». А есть ли у вас эта самая честь?!
                                                        
*   *   *
Время берёт своё, люди уходят. Не ведаю, сколько сегодня осталось моряков из того экипажа «Комсомольца». Но точно знаю – восемь лет, как нет с нами Владимира Михайловича Чувакина, ответственного сдатчика подлодки. Недавно умер сдаточный механик - Эдуард Петрович Леонов, а в начале этого года и вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов – старший на борту в том погружении. Удивительные, смелые люди! Я их помню. И помню, как они рассказывали про свой поход в океанскую бездну. Придёт час, их слова оставлю благодарным потомкам. И это уже дело моей чести.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий