Новости Северодвинска и Архангельской области

Приговор: разделать «на иголки»

02.04.2013
Изменить размер шрифта
Буксир «Прокатчик» у причала Бакарицы

Россия потеряла очередной музейный «экспонат» своего морского наследия.

«У старейшего в России Архангельского морского порта будет свой корабль-музей» – так мы писали в ноябре десять лет назад, и, признаться, нам очень верилось в сказанное. Сегодня окончательно ясно – своего корабля-музея у порта не будет – портовый буксир «Прокатчик», претендовавший на эту роль, в эти дни утилизирован в Исакогорском затоне. А как все оптимистично начиналось!

Вообще-то точнее было бы сказать - кораблик-музей, если иметь в виду его габариты. Старый паровой буксир «Прокатчик», отходивший свое, взялся превратить в плавучий музей большой энтузиаст морской истории Сергей Васильевич Терентьев. И в самом деле, идея была хороша, ведь старейший порт России, как любят величать свой город архангелогородцы, давно заслужил, чтобы летопись его будней в несколько веков была отражена в экспозициях пускай ведомственного музея. Но какого музея?! Музея на плаву, в помещениях реального портового судна-трудяги!

О «Прокатчике». Это портовый паровой буксир 730-го проекта. Его построили еще в 1957 году в большой серии подобных судов, в которых очень нуждались советские порты. К слову, на акватории Северодвинска трудились в свое время два аналогичных буксира, которых наверняка помнят ветераны Севмашпредприятия, - “Ломоносов” и “Молотовец”, позднее переименованный в “Северодвинца”. А в Архангельске у “Прокатчика” было несколько “собратьев”, которым, между прочим, дали имена по названиям пролетарских профессий: “Сталевар”, “Сверловщик”, “Рудокоп”, “Молотобоец”, “Сварщик”...

В последние годы трудовой биографии “Прокатчик” уже использовался не по основному своему профилю: служил и лоцманским судном, и сборщиком льяльных вод, и вот, когда, что называется, “вышли все Регистры”, а сам пароход можно было бы “пустить на иголки”, Сергей Васильевич и задался вопросом: а не сменить ли старому трудяге свою профессию? К тому же, как выяснилось, большинство механизмов и, самое главное, паровая машина буксира находились в исправном (!) состоянии. В планах было “расширение” помещений буксира под музейные экспозиции. Такая возможность имелась: в свое время в корме и носу судна были установлены дополнительные цистерны, которые, если возвращать первоначальный облик “Прокатчику”, вполне можно было убрать. Мы тогда побывали в порту Бакарицы, где стоял буксир, и не только полюбовались его статным внешним видом, но и спустились в машинное отделение, где переборки, трапы, трубы все еще хранили запахи перегретого пара, мазута и смазки. А главное, убедились, что экскурсантам здесь и в самом деле будет на что посмотреть: и в машинном отделении, и на капитанском мостике, и в жилых помещениях команды…

Теперь же об идее музея приходится говорить с большим разочарованием. Первое время ее поддержали и сами портовики, и многие «сочувствующие» организации. В Лайском Доке, например, «Прокатчику» полностью очистили и на два раза покрасили подводную часть корпуса, заварили кингстоны, сняли винт и освидетельствовали по классу «стоечное судно», нашлись и деньги для стоянки у причалов, а потом… А потом один причал сменялся на другой, «Прокатчика» кантовали по акватории порта и бесплатно обслуживать уже не хотели. «Потянуть» же материально паровой буксир одному лишь Сергею Васильевичу стало явно не под силу.

Буксир-музей «Прокатчик» значился в известной всероссийской программе «Морское наследие России». Теперь его графу можно вычеркнуть. «Велика и богата мать-Россия», но, как видим, у России, тем паче, у Архангельска на своё историческое наследие денег не нашлось.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото Владимира Ларионова
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий