Новости Северодвинска и Архангельской области

Тайна лодки Sindhurakshak

20.08.2013
Изменить размер шрифта
Фото пресс-службы ЦС
Автор: Винай Шукла

Взрыв и затопление наиболее мощной индийской подводной лодки типа Kilo Sindhurakshak («Морской страж») 14 августа 2013 года – одна из серьезнейших катастроф в истории индийского флота за последние три десятилетия. Она нанесла серьезный удар по его боевым возможностям.

Индийские эксперты не сомневаются, что тема этой катастрофы так или иначе будет затронута в ходе встречи индийского премьер-министра Манмохана Сингха и российского президента Владимира Путина на полях саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре. В то же время характер обсуждения этого вопроса зависит от результатов официального расследования. Через разные каналы Москва заявила о своей готовности оказать содействие в поисках причин катастрофы и предложила любую помощь, которая может потребоваться Индии при проведении самостоятельного расследования.

Начальник штаба ВМС Индии адмирал Девендра Кумар Джоши обозначил предварительный срок в четыре недели для выявления причин взрыва полностью вооруженной подводной лодки (ПЛ), готовившейся выйти на патрулирование в выделенный ей район. Но это будет зависеть от того, насколько быстро водолазы смогут поднять искореженный корпус подводной лодки. Одновременно он отверг первоначальные версии катастрофы, которые объясняли ее взрывом заряжавшихся аккумуляторных батарей из-за утечки водорода. Аналогичный инцидент в 2010 году вызвал относительно небольшой пожар, в ходе которого один моряк погиб и двое получили ранения (после этого лодка была направлена на восстановление и модернизацию на судостроительный завод «Звездочка» в Северодвинск).

Адмирал Джоши заявил, что во время взрыва зарядка батарей не производилась. Версия теракта также не была полностью отвергнута, однако отсутствуют заслуживающие доверия свидетельства в ее пользу за исключением того факта, что взрыв произошел в День независимости Пакистана и накануне Дня независимости Индии, когда по всей стране были предприняты дополнительные меры безопасности.

В то же время он признал, что системы обеспечения безопасности не сработали на лодке, полностью заряженной боеприпасами, и она легла носом вниз на глубине восемь метров. Эксперты задают обоснованный вопрос: почему системы безопасности на ПЛ, недавно прошедшей глубокую модернизацию в России за сумму вдвое большую, чем цена ее покупки, не сработали, приведя к гибели 18 подводников и затоплению лодки? Это вопрос не только к ВМС Индии, которая обладает вторым крупнейшим флотом дизель-электрических ПЛ 877ЭКМ в мире после российского, но также и к разработчикам из ЦКБ «Рубин» и инженерам завода «Звездочка», которые специализируются на модернизации ПЛ типа Kilo.

Ранее в программе модернизации подводных лодок этого типа уже случались сбои. Например, индийский флот отказался принимать лодку Sindhuvijay после того, как имеющий ключевое значение ракетный комплекс Club-S шесть раз подряд провалил испытательные стрельбы на полигоне в Баренцовом море в сентябре – ноябре 2007 года.

Однако трагедия Sindhurakshak, поставленной «Звездочкой» в январе 2013 года, произошла уже после того, как она была допущена флотом к несению боевой службы в апреле 2013-го, при этом, по словам источников, во флоте никаких замечаний обнаружено не было.

Трагедия обнажила серьезные вызовы для военно-морского потенциала Индии. Возникают вопросы относительно давно назревших планов замены стареющего подводного флота. Индийские СМИ спрашивают: не ждет ли стареющий флот индийских подводных лодок судьба парка истребителей МиГ-21 ВВС Индии? Легкий боевой самолет Tejas (LCA), работа над которым идет уже 30 лет, должен был заменить устаревшие МиГ-21 еще в 90-е, но до сих пор нужно еще не менее двух лет, чтобы эти самолеты стали полностью пригодны к применению.

Флот также должен был ввести в свой состав 12 новых дизель-электрических подводных лодок к прошлому году и еще десять должны были последовать за ними в период с 2012 по 2030-й. Это была 30-летняя программа строительства подводных лодок, одобренная Комитетом по безопасности кабинета министров Индии в 1999 году. Но до сих пор флот не получил ни одной из 24 запланированных подводных лодок. Сейчас он должен продолжать выполнять свои задачи всего лишь с 13 стареющими неатомными ПЛ, из которых 11 имеют возраст более 20 лет. Газета Economic Times отмечает, что эти задержки происходят на фоне систематического наращивания боевых возможностей подводного флота Китая и Пакистана, причем у китайского флота более 55 подводных лодок.

Чтобы исправить создавшееся положение, помимо ускорения проекта строительства подводных лодок Scorpene, страдающего от постоянных задержек, Индия должна заняться модернизацией и усовершенствованием своих более старых неатомных ПЛ. Военно-морские эксперты четко проводят линию между «новыми» и «современными» подводными лодками. «Новый» далеко не всегда означает «современный», модернизированные подводные лодки типа Kilo более «современны» и мощны, чем когда они были «новыми» 20 лет назад.

На наш взгляд, в нынешней ситуации Индия должна серьезно пересмотреть требования к развитию своего флота, исходя из складывающегося на сегодня стратегического сценария, который диктует потребность в срочном развертывании надежного морского компонента индийской ядерной триады. Индийский флот обязан обеспечивать устойчивое присутствие в двух океанах – Индийском и Тихом, чтобы гарантировать безопасность морских коммуникаций и обеспечивать надежное ядерное сдерживание Китая и Пакистана.

Для этого мы должны сфокусировать усилия на решительном повороте от обычных подводных лодок к наращиванию боевых возможностей атомного подводного флота. После присоединения к клубу избранных стран, способных строить атомные подводные лодки, Индия должна следовать примеру этих великих держав, которые используют главным образом атомные ПЛ. Россия поддерживает флот неатомных подводных лодок Kilo, сравнимый по размерам с индийским, для выполнения боевых задач в Балтийском и Черном морях. В то же время атомные ПЛ являются основой боевых возможностей ее подводного флота в океанах.

Сотрудничество с Россией заложило основы для обретения Индией возможностей по боевому применению атомных подводных лодок. Российская роль в успешной реализации секретного проекта демонстратора перспективных технологий (Advanced Technology Vehicle – ATV), направленного на создание индийской атомной подводной лодки, сейчас, после введения в состав флота атомной подводной лодки Arihant общеизвестна. Но, наверное, немногие знают, что премьер-министр Индира Ганди дала начало проекту ATV вскоре после войны за освобождение Бангладеш в 1971-м. Она была впечатлена мощью атомных подводных лодок, когда появление одной советской АПЛ перед американским авианосцем Enterprise в Бенгальском заливе изменило весь ход войны и привело к поражению пакистанской армии в Восточном Пакистане (ныне независимый Бангладеш).

Сегодня Индия имеет ресурсы, экспертизу и геополитические амбиции, а также причины, вынуждающие ее наращивать боевые возможности атомного подводного флота. Это может стать еще одним направлением углубления российско-индийского сотрудничества в сфере современных оборонных технологий.

Хотя в последнее время на индийско-российские отношения негативно повлияли задержки и значительное превышение ранее согласованной цены на перестройку для индийского флота авианосца INS Vikramaditya, Россия остается крупнейшим поставщиком военной техники для Индии.

По словам источников в Министерстве обороны Индии, индийско-российское военно-техническое сотрудничество подобно айсбергу, у которого видимой является лишь вершина. Остальное покрыто завесой секретности, которая будет поднята, когда придет время.

Об авторе.
Винай Шукла, независимый индийский журналист, политобозреватель. С 1988 по 2011 год работал шеф-корреспондентом, заведующим московским бюро двух крупнейших информагентств Индии – ЮНИ и ПТИ

Источник - "Военно-промышленный курьер"


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий