Новости Северодвинска и Архангельской области

Блог Сергея Апрелева

Об авторе:
  • Пару лет назад Бодуэн Баренн — многолетний директор Тулонского кинофестиваля, кстати, старейшего в мире кинофорума морской направленности, ободряя меня, заверил: Вот перевалишь за десятый фестиваль, все само по себе потечет.
    Авторы будут ломиться в очередь, а от заманчивых предложений властей и бизнесменов отбоя не будет. Разумеется, все это было воспринято как шутка, но, помнится, что еще тогда я успел заметить, что в России, увы, не так все просто «как в ваших Европах». Смена караула на чиновничьем уровне ставит любого организатора массового действа, даже с устоявшейся репутацией (кроме особо приближенных, конечно) в роль молодого лейтенанта, только пришедшего на флот: Нуте-с посмотрим, что вы за фрукт… Присмот
    римся, составим впечатление, а потом поглядим — оказывать вам содействие, или нет!
    Главное, не мешайте, милостивые государи! И не надо строить из нас вертикаль
    с последующей попыткой возглавить и устремить в нужном для кого-то направлении!
    Так что, основные принципы организации некоммерческого фестиваля остаются
    прежними:

    Ищи союзников, а таковых, учитывая проповедуемые идеалы, все еще масса!
    • Не клянчи денег, а рисуй светлые перспективы, сохраняя независимость. Это —
    лицо фестиваля!
    • Постоянно ищи новые формы развития и воплощения идей!
    • Увидел шедевр — немедленно связывайся с автором! Твоя аудитория это оценит…
    И т.д. и т.п. Как видите, просто и незатейливо! Но что за этим стоит?

    Лозунг фестиваля «Все мероприятия — бесплатно!» по-прежнему многих пугает.
    Уж не пытаются ли подсунуть товар с гнильцой? А вы сходите и сами посмотрите!
    Отрадно, что у нас уже есть свои фанаты. Они не громят витрин, не разучивают кри-
    чалки… Напротив, они приходят в просмотровый зал к открытию часов в 10, а уходят
    с окончанием последнего сеанса глубоко под вечер, боясь пропустить какой-нибудь
    из шедевров, поскольку второй случай его увидеть уже вряд ли представится. Они
    берут с собой термосы, бутерброды, располагаются на задних сидениях и, чего греха
    таить, могут даже всхрапнуть, если картина не вызывает у них особого интереса…
    Уж они-то знают, что для нас публика — самое важное, ведь именно ради нее все
    и крутится. Иначе это не фестиваль, призванный не столько развлечь, сколько вско-
    лыхнуть, озарить и вдохновить как минимум на год!

    Чем ознаменовались прошедшие годы? Три года назад мы поспособствовали по-
    явлению на фестивальном небосклоне Киевского международного кинофестиваля
    «Люди и Корабли». Радостно за коллег, но уже фестиваль № 2 проходил отдельной
    строчкой бюджетного финансирования, причем не городского, а государственного
    масштаба! С прошлого году упрочились партнерские связи с Океанским фестивалем
    (Сан-Франциско) — нашим «погодком», отмечающим в феврале 2013 года свое деся-
    тилетие. В этой связи четко обозначились творческие планы: в этом году на Океан-
    ском фестивале впервые прошел День России в связи с 200-летием форта Росс, а на бу-
    дущий год планируется отметить 150-летие прибытия в США с особой миссией двух
    российских эскадр: контр-адмирала А. А.Попова в Сан-Франциско и контр-адмирала
    С. С. Лесовского в Нью-Йорк.

    Однако вернемся в год нынешний! Год России в Арктике определяет многое.
    Да и отмечен он не случайно. 100 лет минуло, как в море отправились сразу три рус-
    ских полярных экспедиции и, несмотря на неудачи, которые, как известно, закаляют,
    память о них продолжает вдохновлять нашу молодежь на выбор того пути, которым
    следовали их героические предки: древние поморы, славные казаки-первопроходцы
    и самоотверженные исследователи Арктики начала прошлого века, да и наши совре-
    менники, подобно герою фильма «Полярный сталкер» Владимиру Чукову. Как много
    оказывается людей, пораженных «бациллой полюсного притяжения», без остатка по-
    святивших себя Арктике. Чем манит их «белое безмолвие» и что сулит кроме нечело-
    веческих испытаний и риска?

    Список конкурсных фильмов поражает количеством премьер и пестрит разно-
    образием тем, Помимо арктической темы здесь и военная история, и экология и,
    что весьма отрадно, возрождение высокой духовности, призванной не допустить
    окончательной утраты морально-нравственных качеств Русского народа, некогда за-
    дававшего тон всему человечеству, а сейчас вынужденного подстраиваться под чужие
    ценности. Особое место, на мой взгляд, занимает фильм Алексея Бурыкина «Сын
    за отца», уже отмеченный специальным призом Международного кинофестиваля
    “MAGNIFICAT”. Это рассказ о ребятах, которых собрал под своей крышей Москов-
    ский кадетский центр. Их отцы погибли в Чечне, а они спят и видят себя военными,
    пытаясь понять, что их ждет в собственной стране? Стране со стремительно убываю-
    щим населением, отсутствием национальной идеи и упорным стремлением власти
    заменить гордый титул «русский» — эпитетом «российский». Культура, как прививка
    от вымирания нации, расползается в борьбе понятий, трендов и тенденций, отступает
    под мощным напором экспансии чужих ценностей. И как ту не вспомнить Арнольда
    Тойнби — знаменитого автора «Постижения истории»

    … может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя
    быть постепенно втянутым в приятие её целиком и полностью?


    А ведь нам есть что терять! Общественная палата собирает руководителей Мини-
    стерства культуры, депутатов Госдумы, членов Совета федерации и лучших худож-
    ников России поговорить о «культуре, как цели существования государства». Вроде
    до того ли сейчас? Промышленность бы поднять. Сельское хозяйство в чувство при-
    вести. В вооружении позиций не сдать.

    В этой связи интересно послушать человека не только имеющего самое непосред-
    ственное отношение к русской культуре, но и в значительной степени ее олицетво-
    ряющий. Речь идет о госте нашего фестиваля — Валентине Яковлевиче Курбатове —
    известном литературном критике, писателе, лауреате множества премий и, наконец,
    члене Общественной палаты Российской федерации, без которой нынче ни один за-
    кон не принимается.

    …Выходит, что культура как понятие, еще и не определена. Раньше этого
    и не надо было. Жили в ней и жили, а вот теперь, когда она стала «сыпаться», прихо-
    дится «определять». То определение, которое предлагает обсуждаемый в Думе «Закон
    о культуре» (« совокупность присущих обществу или социальной группе отличитель-
    ных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе
    жизни и искусстве») так общо, что тут никаких стен не найдешь — чисто поле.
    А, между тем, сегодня подлинно важнее этого «Закона» нет. Ведь он, если вду-
    маться, касается всей человеческой жизни, ее основ и опор, на которых, в конце
    концов, стоят и промышленность, и сельское хозяйство, и космос, и вооружение.
    И это никакое не преувеличение. Сама матушка-жизнь сегодня к этому понима-
    нию подталкивает…
    А прояснится всё, как мне кажется, если мы с порога скажем о взаимной ответ-
    ственности государства и культуры. Да только об ответственности культурыможно говорить перед сознающим себя государством с ясной системой координат,
    ясным духовным вектором, о котором и всякий гражданин этого государства зна-
    ет. Знает, чтО строит его государство, какие цели держит перед собой на карте ис-
    тории и мира. Ведь сказать, что мы живем в «свободном гражданском обществе»
    или «правовом государстве», это все равно, что не сказать ничего. Ну, а как госу-
    дарство себя «очертит» и свою перспективную программу назовет, так и культура
    свое место найдет…
    То-то и беда, что когда культура перестает быть целостным и естественным су-
    ществованием, она становится «отраслью», которую можно регламентировать, от-
    водить ей «место» в иерархии социальных структур. Мы почти не заметили, когда
    исчезла живая традиция, то золотое «коллективное бессознательное», которое лег-
    ко и естественно объединяло государя и крестьянина, которое как-то таинственно
    еще доживало в советском человеке и делало нас Россией. Вместо него явилось дроб-
    ное современное сознание, и живая традиция подменилась цветными этикетками
    списанных с чужого языка идей, позволяющих делить Россию на «единую», «спра-
    ведливую», «державную», «демократическую» — знай, выбирай по вкусу! А Еванге-
    лие вон еще когда предупреждало, что «разделившееся в себе царство не устоит».
    Ну, а как пошли делиться «россии», «фронты» и «ополчения», то тут уж и куль-
    тура пошла делиться на «массовую», «интеллектуальную», «духовную», перестала
    быть почвой, какой являлась при рождении понятия, и тоже пошла рвать русско-
    го человека на славянофила и западника, патриота и демократа, традиционалиста
    и постмодерниста. И чем далее, тем мельче…
    Мы сами расточили эту основу, живую землю, почву нашу и наладились
    в «средние европейцы», которых так ненавидел Леонтьев, считая, что это смерть
    великой и разнообразной культуры мира. И теперь нам уже не ухватиться на зем-
    лю, как держались за неё Пушкин и Глинка, Мусоргский и Шостакович, Толстой
    и Достоевский, Тютчев и Фет, Репин и Левитан, Врубель и Васнецов, Твардовский
    и Астафьев. Нет теперь этой земли. Как нет уже и народа, складывавшего и дер-
    жавшего душу культуры, когда и не выезжавшая из деревни старуха могла быть
    собеседницей гениев, потому что они одинаково слышали сердце мира.
    Значит, надо самим становиться народом и хранителями традиции, принимать
    ответственность за сбережение той силы, которую получили при рождении и ко-
    торую беспамятно расточили... Только в этом случае культура может стать осно-
    вой государства, залогом его величия и духовной красоты в саду мировых куль-
    тур. Пусть это простодушно, но мне всё кажется, что разговор уже не о культуре,
    а о нашем самосохранении.



    Лучше, пожалуй, и не скажешь! А ведь настораживает! По крайней мере, должно
    настораживать человека не безразличного к своей культуре и существованию своей
    страны и нации. И все это абсолютно не противоречит желанию регулярно приоб-
    щаться к шедеврам мировой культуры, не исключая такого широкого поля творче-
    ской деятельности как кинодокументалистика. Чему мы, собственно, и стараемся
    способствовать по мере сил.

    На фестивале «Море зовёт-2012» представлены 76 фильмов из 27 стран мира.
    Большинство тем вызывает острую и главное — общую реакцию, ведь на планете все
    настолько взаимосвязано, что оторопь берет! К примеру, думал кто-нибудь лет де-
    сять назад, что проблема глобального потепления будет иметь значение для папуасов
    ничуть не меньшее, чем для страдающих от отступления границы льдов эскимосов?
    Уровень воды в Тихом океане наступает настолько стремительно, что часть островов
    уже поглотила пучина. Рассматривается вопрос о массовом переселении народов…
    А уровень загрязнения планеты, просто обрекающий наших потомков на решение
    вопроса о переселении на другую планету. Но для этого остаются два пути, либо при-
    ступать к поискам этой планеты, либо попытаться сберечь то, что нам дано Богом!
    Счастливых вам просмотров, дорогие зрители! 

    И до встречи на нашем юбилее в 2013-м, посмотрим, как там сбываются пророчества наших зарубежных коллег!

    25.04.2012     Просмотров: 4403     Комментариев: 0
    +  -

Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий