Новости Северодвинска и Архангельской области

Наш вклад в борьбу с фашизмом

18.11.2016
Изменить размер шрифта
Фото veteranrb.ru

Вот уже больше 70 лет человечество живет без глобальных войн. В этом огромная заслуга нашего народа. И как бы ни отдалялся от нас День Победы, острота переживаний утраты родных и близких не умаляется.
В нашей сравнительно небольшой семье из пяти человек воевали трое мужчин – отец и два старших брата, а я «воевал» на колхозном поле с девяти лет, за что в 1947 году получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 

До настоящего года я почти ничего не знал о боевом пути ни отца, ни братьев. Фронтовики не любили рассказывать о войне, а расспросить и записать – это, к сожалению, откладывалось на потом. Только в этом году благодаря Интернету дочь нашла кое-что о братьях. А об отце ничего не удалось найти, поскольку он был рядовым и орденов не получал. Мне, конечно, горько и стыдно, что я до сих пор не увековечил память о своих родных. Поэтому решил, что лучшим вариантом будет рассказать о них в печати.

Отец мой, Михаил Григорьевич Плюснин, 1896 года рождения, был призван на войну в 1943 году (уже третью по счету). В Первую мировую и Гражданскую служил в кавалерии. В Великую Отечественную с первых дней, как он говорил, попал в довольно жаркую передрягу. В январе 1944-го их дивизию, изрядно потрепанную в боях, вывезли на отдых и переформирование в город Шарью Костромской области. Отец написал нам об этом, и мы могли бы встретиться, но опоздали, их часть уже была отправлена на фронт. В Шарье отца по возрасту выбрали поваром. О дальнейшей его службе я ничего не смог узнать. Но главное, что в мае 1945 года отец благополучно вернулся домой.

Старший брат, Александр Михайлович Плюснин, родился в 1919 году. Был призван в армию на срочную службу в августе 1939 года. В первые дни войны их воинская часть попала в окружение. Более пяти месяцев они бились голодные, не зная, где линия фронта и где свои, но все-таки настал день, когда удалось выйти к своим. Время было суровое – такие подразделения проверялись тщательно. Благодаря тому что удалось сохранить Знамя части, их переформировали быстро и отправили на фронт. Срочную брат служил в кавалерии, а теперь попал за станковый пулемет. Два раза был ранен. Из-за ранения в лицо лечился шесть месяцев, кормили его через шланг. Брат об этом рассказывал с юмором: «Маленький осколочек, меньше горошинки, уложил на полгода, а когда немец в упор влепил три пули в ногу – через десять дней уже был в строю». В Интернете мы нашли наградной лист брата и узнали, что он воевал на Калинин-ском фронте. За время войны Александр был награжден медалями, в том числе медалью «За боевые за-слуги», орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени.

В начале 1945 года его направили учиться во Львовское офицерское училище. Во Львове пришлось воевать с бандеровцами и он чудом остался жив. Однажды ночью курсантов подняли по тревоге и увезли в горы, в то место, где предположительно располагалась главная база банды. Там брату и еще двум бойцам было приказано забраться на гору, найти площадку для кругового обстрела. Одного из бойцов Александр послал обследовать место, а вместе с другим начал устанавливать пулеметы. Не прошло и минуты, как первого бойца задушили, а брата и пулеметчика столкнули с горы. Второй боец погиб, а Александра, пока он летел с горы, как наждаком обтесало, но он выжил. В той самой горе и оказалась база бандеровцев с большим запасом оружия, питания и спальными местами. Еще больше года вечерами по городу ходить было опасно.

Когда война кончилась, брат учиться отказался, поработал в секретной части училища, а потом его пригласили на работу в штаб военного Прикарпатского округа, где он трудился до глубокой старости.

Другой мой брат, Серафим Михайлович, родился в 1925 году. В армию был призван в начале 1943-го. Его направили в пехотно-пулеметное училище. Брат успешно окончил училище, и его оставили для подготовки следующей группы курсантов. По окончании учебы присвоили звание младшего лейтенанта и отправили на фронт. При распределении зачислили в 358-ю стрелковую Ленинградскую дивизию Выборгского полка командиром взвода. Несмотря на сложную обстановку на фронте, Серафим писал часто, в основном: «Жив, здоров, чувствую себя хорошо». Мы получали от него не меньше двух треугольников в месяц, отец и старший брат писали редко, поэтому за Серафима мы были более спокойны, но…

В конце войны Серафим оказался в Восточной Пруссии. Погиб он сразу после взятия Кенигсберга в бою на Земландском (ныне Калининградском) полуострове 7 апреля 1945 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды посмертно.

В 1985 году я с женой и дочерьми поехал в те места. Немецкий хутор Аусшлякен, по-нашему Зеленогорск, - место первого захоронения, позже захоронения были перенесены на территорию мемориала. Мы были очень рады, что нам удалось почтить память брата и поклониться всем погибшим воинам, давшим нам возможность жить и строить свое счастье под мирным небом.

Михаил Михайлович Плюснин, 156003, г. Кострома,  п. Волжский

P.S. Сайты в Интернете, на которых можно найти информацию об участниках Великой Отечественной войны: «Подвиг народа» podvignaroda.mil.ru, «Память народа» pamyatnaroda.mil.ru, ОБД «Мемориал» obd-memorial.ru.

Газета "Пенсионерская правда", 9-2016

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий