Новости Северодвинска и Архангельской области

Туберкулез не дал дописать Чехову, Шопену…

31.05.2014
Изменить размер шрифта
Выявление туберкулеза
Флюорография - помощник в выявлении страшной болезни. Фото Владимира Ларионова

И сегодня туберкулез - смертельно опасная болезнь, если не лечиться.

В конце восьмидесятых годов прошлого века реально стоял вопрос: на какие болезни перепрофилировать фтизиатров в связи со скорой и повсеместной смертью палочки Коха? Не случилось. Вопрос был снят через несколько лет. И дело не только в обнищании страны при перестройке. Туберкулез и по сей день остается большой проблемой мирового масштаба, а Россия - в числе неблагополучных государств.

Специалисты уже давно не поминают имя Коха всуе. Мико­бактерия туберкулеза – так правильно говорить о возбудителе тяжелой социально опасной болезни, к которой у многих личные счеты. Это ведь она не дала дописать Чехову, Горькому, Шопену, Достоевскому… И сегодня жертвами ее, вопреки все еще бытующему мнению, становятся и грамотные, и обеспеченные люди, а не только неимущие алкоголики и обитатели зон.

Скачет кривая
- В расчете на сто тысяч жителей уровень заболеваемости туберкулезом в нашей области ниже общероссийского. А в нашем городе - выше областного. Посмотрите, какие скачки по годам, - показывает график заболеваемости Наталья Власова, врач-фтизиатр, заведующая противотуберкулезным диспансером отделения первой горбольницы. 

Действительно, скачет кривая, которая ползет обычно вверх или вниз. Такого, говорит Наталья Алексеевна, вообще-то, не должно быть. Почему есть?

- Это показатель несвоевременного обращения и выявления болезни. А рост заболеваемости связан в числе прочего и с тем, что диагностика стала лучше. 

- Напомните правила профилактики.

- С пятнадцатилетнего возраста флюорографию должен проходить раз в два года человек, чувствующий себя здоровым.

- Должен. А на деле?

- Многие пациенты не помнят, когда в последний раз делали такое исследование. Очень много в городе частных предприятий, где для приема на работу не требуется медицинское обследование. И первичное звено лечебных учреждений не всегда достаточно внимательно и настойчиво. Впрочем, в последнее время ситуация стала улучшаться. 

«Никому не имеем права верить»
- Наталья Алексеевна, а бывает, что проглядывают болезнь специалисты?

- Ошибки крайне редки. Всегда при подозрениях на туберкулез проводятся исследования мокроты. В случае выявления болезни сразу принимаем меры, в том числе берем на контроль всех контактных. Они наблюдаются в течение трех лет. 

- А для больного - изоляция?

- Все бациллярные больные - инфекционно опасные - в день установки диагноза направляются в архангельский стационар. Если больной не выделяет мокроты, он лечится амбулаторно. Стараемся, чтобы это было по максимуму комфортно для пациентов. Можно проходить лечение в стационаре на дому, в своем фельдшерском пункте или каждый день ходить к нам в отделение. Главное условие для всех – прием лекарств в присутствии медработника.

- Почему так строго?

- Ни одному больному, какой бы социальный статус у него ни был, мы не верим. Не имеем права верить, потому что боимся развития лекарственной устойчивости. Микобактерия хитрая, легко мутирует. Появились формы туберкулеза со множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), очень трудно поддающиеся лечению. 

- Это зависит от того, какую заразу подхватит человек или от него самого?

- Может зависеть и от штамма бактерии, и от самого пациента. Прерывание лечения, нарушение его режима приводит к МЛУ.

- Понятно: что не убивает, то делает сильнее. Дольше и дороже лечить таких больных?

- Если срок лечения обычной формы туберкулеза шесть месяцев и недорогой, то у больных с МЛУ 18-24 месяца, стоимостью примерно в миллион рублей. Но, разумеется, для всех пациентов лечение бесплатное. Есть еще более тяжелые формы – с широкой лекарственной устойчивостью. И их пытаемся лечить. В нашем городе таких три человека. С МЛУ – 26, в том числе один ребенок.

«Можно еще похожу?»
- Смертельная парочка - ВИЧ и туберкулез, - говорит доктор еще об одной современной беде. – В прошлом году выявили трех таких пациентов, но проблема будет нарастать. А пока на первом месте социального риска алкоголики.

- За отказ от лечения можно наказать?

- Ответственность предусмотрена Федеральным законом №77. Но, к сожалению, он не работает. Есть в нашем городе бациллярный больной, не желающий лечиться. Решением суда его отправили в стационар, а он ушел. Много в диспансере больных из мест не столь отдаленных, как их смогут остановить врач или медсестра? Так что закон есть, но примеров наказания нет, хотя во все инстанции мы сообщаем о таких случаях.

- Тяжело люди принимают диагноз?

- У нас в отделении работает психолог. Да и каждый врач, и медсестра в какой-то степени психологи.

- На днях знакомая обращалась в вашу службу. Сказала: «Удивительно доброжелательные люди». 

- Один наш пациент, выздоровев, спросил: «А можно я к вам еще похожу?»

- Ваши больные, говорят, и продуктовые наборы получают?

- Только в Северодвинске такая помощь осталась. В прошлом году нам помогал фонд «Легкое дыхание». В этом году мы выиграли муниципальный грант. 30 больных получают продуктовые наборы плюс оплату проезда в автобусе к месту лечения. В конце месяца, по предъявлении билетов.

Не идите на контакт
- Наталья Алексеевна, где риск заболеть выше? 

- Самый опасный фактор – контакт с больным. Туберкулез – это инфекция, передаваемая воздушно-капельным путем. В закрытом помещении после кашля, чихания, дыхания больного человека микобактерии могут циркулировать до 30 минут, потом оседают на предметы и достаточно долго на них живут. Сама палочка непо­движна.

- Тут у вас, в отделении, наверное, опасно дышать?

- Мы знаем, с кем работаем, поэтому вооружены.

- Для людей моего поколения и старше доказательством борьбы служил запах хлорки. 

- Никто генеральные уборки не отменял, есть множество средств для дезинфекции, не только хлорсодержащих. Но самая главная защита – отсутствие контакта с бациллярными больными, грамотная вентиляция в лечебном учреждении, на работе, в общественных местах, дома. 

- А автобусы, поручни, дверные ручки магазинов? Взялся, потом руки не помыл и…

- Через грязные руки заразиться невозможно. Путь заражения только через воздух.

- Признаки болезни?

- Слабость, недомогание, снижение массы тела, кашель больше трех недель, возможно с выделением мокроты, кровохаркание, одышка, температура 37,1 – 37,5, которая держится долгое время. С такими симптомами надо бежать к врачу, к участковому терапевту.

- Туберкулез это ведь заболевание не только легких.

- Болезнь может поразить любой орган. На втором месте туберкулез почек, на третьем – костей.

- Страшно. Кто его знает, какой человек с тобой рядом стоит.

- Не факт, что при контакте вы заболеете. Чаще микобактерия, попав в нос или рот, выводится наружу. Если она все-таки проникает в организм, то, проходя через легкие в кровь, оседает во внутригрудных лимфатических узлах и находится там в неактивном, спящем состоянии, поддерживая наш иммунитет. 90 процентов населения России к 30 годам инфицированы.

- Пусковые механизмы для болезни?

- Ослабленный иммунитет, курение, алкоголь, стрессы, контакт с заразным больным.

«Приходите, примем»
- Санпросветработа, насколько я знаю, для медиков обязательна. Есть результат или отмахиваются наши бесстрашные граждане от предостережений?

- Сотрудники нашего отделения выступают с лекциями в коллективах школ, детских садов, других организаций. Проводим акции. В прошлом году в День борьбы с туберкулезом пригласили всех желающих к нам на обследование с консультацией фтизиатра. Пришли сто человек. Организовали конкурс творческих работ – фото, рисунков, поделок. Все участники получили призы.

- Когда следующая акция, чтобы можно было запросто, без направления к вам прийти?

- Не надо ждать, приглашаем всех в рабочие часы к нам, на проспект Беломорский, 76а. Поднимайтесь на второй этаж в регистратуру, после приема врач при необходимости отправит вас на рентген, анализ мокроты и другие исследования. Принимаем всех, даже если у человека нет северо­двинской регистрации и медицинского полиса.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА

2013 год. Выявлены 76 заболевших. Новых случаев 69, рецидивов 5. 
Умерли от туберкулеза десять человек (в 2012 г. – 5). В том числе на первом месяце лечения пять человек, четырем диагноз поставлен посмертно. 90% летальных исходов - запущенные случаи.
2014 год. Вновь зарегистрировано 26 случаев, среди них один ребенок. Умерли шесть человек.

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий