Новости Северодвинска и Архангельской области

«Я был правильным ребенком»

08.06.2014
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова

А сегодня Антон говорит: «Наркомана ничто не остановит, если только машина по дороге не собьет или метеорит не упадет».

Он представился Антоном. Ему шестнадцать. Небольшого роста, худенький, обычный мальчишка, пока не улыбнется. Улыбается он классно.

Начитан, умеет хорошо говорить, но не злоупотребляет этим. С характером. «Подождите», - не раз останавливал мой торопливый вопрос, чтобы досказать свою мысль. А самое главное: видел парень жизнь с такой стороны, на которую я, спаси и сохрани, ни разу не заглядывала. Может быть, поэтому не предложила ему перейти на «ты». 

«Нейротрансмиссионный баланс» и еще что-то из научного Антон вплетает в разговор также легко, как «барыга» и «мутный типон». Он наркоман.

«Как на велосипеде ездить»
- В десять лет я уже пил, называя выпивку аперитивом, - говорит единственный ребенок мамы интеллигентной профессии и папы-рабочего, любимый сын, внук, племянник и т.д. очень большой и, как он сам говорит, здоровой семьи.

- Что же тогда с тобой случилось?

- На самом деле дети военных, врачей, учителей в группе риска. Постоянно с раннего детства над ними диктат: «Надо так-то и так-то». Я был правильным ребенком, в десять вечера ложился спать, учился нормально. Наркоманов глупых вообще не бывает, никогда не видел тупого наркота.

- Слышала, у вас особая гордость, особенно перед алкоголиками.

- Не знаю. Хотя, пожалуй, есть такая тупая гордыня. Просто в отличие от алкоголика, гон которых исчисляется запоями, наркоман должен постоянно думать, как найти денег на дозу.

- И еще гораздо дороже ваша болезнь стоит.

- Бешеные деньги мы приносим продавцам - барыгам. Правда, я был жадный, научился изготавливать сам. Очень много в нашей семье врачей, и справочников в доме много. Обкладывался книгами и довольно успешно занимался аптечной наркоманией.

- Так вроде бы уже все по рецептам.

- Блин… Наркоман может прийти в аптеку с серьезным лицом, с искренней историей и что-нибудь нужное получить. А можно пойти в лес и найти дурь там. Учатся всему этому так же быстро и естественно, как на велосипеде ездить. Раз – и на всю жизнь. Наркомана ничто не остановит, если только машина по дороге не собьет или метеорит не упадет.

«У меня есть я»
- Дурная компания – это важное условие для старта беды?

- Дело не в друзьях, не в компании, а в болезни.

- Но ведь кто-то ею заражает, бывает первый день?

- Я думаю, что это был день моего рождения. Первую бутылку в детстве я выпил почти один. Друг отказался, а я выпил. Потом было пиво. А года четыре назад попробовал курительную смесь. Помню место: у городского парка, в компании с соупотребителями. У наркоманов нет друзей, они не дружат и не любят, они не умеют этого. Был кошмар какой-то, никакого удовольствия, потерянность, тошнота. Потом, позже, достаточно сильное удовольствие испытал несколько раз. В течение года изредка курил, когда было скучно. Но в целом дела в школе шли нормально.

- И родители ничего не замечали?

- Папа заметил, но я что-то ему наврал. У человека пять процентов мозга работают на то, чтобы что-то понять. И 70 процентов, чтобы забыть, не знать – защитные механизмы. Когда родители прижимали, рассказывал им честно. И обещал честно, что больше не буду. И у самого была иллюзия самоконтроля, но вскоре уже каждый день употреблял. Я всеядный наркоман. И курил, и кололся.

- Откуда деньги?

- Воровал у родителей. Продавал какие-то свои вещи. Я боязливый для криминала наркоман.

- А купить дозу не проблема?

Антон усмехается, я так понимаю, над наивностью вопроса. Потом – жестко, чтобы оградиться от подобных: «Это не мое дело. Мне все равно, что делают и думают другие. У меня есть я».

Иллюзия удовольствия
- На улице «коллегу» узнаете?

- Вряд ли. Разве только по глазам. «Бешеные, злые, худые» - я таких наркоманов, как многие их представляют, не встречал. Это абсолютно разные люди. Кого-то и по телевизору видел. Но это, повторю, не мое дело.

- Да, я поняла: у вас есть вы и этого более чем достаточно. А было страшно за себя?

- Однажды наелся лесной дури. Было так плохо, что лежал и думал: умру. И практически смирился. Но обидно стало. Выпил два ведра воды, видимо, все-таки захотев жить. Очнулся в реанимации, привязанным к кровати, рядом с ней стоял полицейский. Конечно, наврал, что в первый раз. Удалось отмазаться. Штраф 100 рублей за употребление. На учете не состоял и не состою.

- Что дает наркотик?

- Иллюзию, что он приносит удовольствие. Какой может быть кайф, когда понимаешь, что в любой момент можешь умереть.

«Не парься, чувак»
- Когда олимпийский огонь по городу несли, сидел закрытый дома, - продолжает Антон. - Но по всей квартире у меня были распиханы пакетики с наркотой. Закончились - отдался в руки родителям, они отвезли на кодировку. Оттуда к психологу, а она отправила в группу анонимных наркоманов. Интересно стало, пришел. Смотрю и ничего не понимаю: взрослые и дети кругом. Оказалось – ошибся адресом, на сбор евангелистов попал. В следующий раз пришел по нужному адресу.

- И сразу, как полагается, «здравствуйте, я наркоман»?

- Недели две не мог такого сказать, не признавал себя больным.

- Страшно было, что компетентные органы заинтересуются?

- А как же! «Копают под меня, поймают, посадят…» – прошел и этот этап.

- Теперь что скажете тому, кто опасается?

- Не парься, чувак, все боялись. Когда шел на группу, все так плохо было. А там люди сидят, улыбаются… Группа дала мне то, что я ждал от наркотиков.

- И все гладко пошло?

- Нет, конечно. Была иллюзия, что сам справлюсь, на зубах, на силе воли. Но это нереально или заканчивается плохо. Было, сорвался. Тогда решился и поехал в реабилитационный центр, один из лучших, платный, в котором выздоравливают по программе «12 Шагов». Консультанты там сильные, зубастые - это наркоманы, которые длительное время не употребляют наркотики. Я среди них был самый молодой.

- Что стоит сказать тем, кто решил «просто попробовать»?

- Из 10 тысяч наркоманов 100 человек будут искать выход, десять его найдут, один спасется.

- Сколько получилось прожить без наркотиков?

- Сегодня пятница? Значит, ровно 22 недели.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА


Все наркоманы перестанут употреблять наркотики. Некоторым это удается при жизни!
Встречи северодвинской группы «Анонимные наркоманы» проходят по адресу: ул. Республиканская, 22а (вход с торца здания со стороны пр. Беломорский, 2-й этаж), во вторник, четверг и пятницу - с 21.00, в субботу и в воскресенье - с 19.00.
Телефоны горячей линии в Северодвинске +7-911-578-18-78, в Архангельске +7-906-285-51-66.


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий