Новости Северодвинска и Архангельской области

«Я своего болота патриот»

12.06.2014
Изменить размер шрифта
Илья Кузубов, Северодвинск. Фото Владимира Ларионова-мл.
Фото Владимира Ларионова-мл.

«Тайбола»-2014, или Самурайские практики коренного островитянина Кузубова.

В восьмидесятых Илью Кузубова, молодого папу популярной «Тайболы», окрестили бы неформалом. В девяностых о нем писали бы прогрессивные молодежные журналы. Нынче его обожают даже чиновники. Жизнь-то налаживается!


От панков до депутатов

Задуманный у соловецкого костровища и уже снискавший славу фестиваль «Тайбола» состоится в июле. Но об этом чуть позже.

- Илья, среди читателей «Вечерки» наверняка немало тех, кто о «Тайболе» что-то слышал, а вот о тебе – ничегошеньки. Познакомимся?

- Коренной островитянин. Окончил ягринскую гимназию №31. Будучи гуманитарием, пошел учиться в Севмашвтуз на программиста, хотя ни разу потом программистом не работал.

- Предположу, что из-за огромной тяги к живому общению?

- Можно и так сказать. После школы я оказался в некоем вакууме – друзья разъехались по большим городам, а новых еще не приобрел. Этот вакуум заполнил Интернет и эпистолярный жанр. Писал там часов по пять в день, непонятно кому и куда. Да, мне было восемнадцать, и мне нужно было общаться. Потом стал ездить в гости к друзьям по переписке, ходить на живые концерты, участвовать в фестивалях. Потом решился сам организовать первый концерт на 50-летие Майка Науменко. Майя Христензен тогда здорово помогла.

- Что ж, достойное начало с Мишей Науменко и Майей.

- Я еще в студенчестве работал продавцом – компакт-диски, DVD-техника, домашние кинотеатры. Благодаря этому круг общения сложился - от панков до депутатов. Немножко на местном радио работал. Три года провел в ночных клубах – декоратором, организатором, ведущим. Есть миллион фотографий, где я в дурацких костюмах развлекаю народ. Утомило. Ночные клубы - это пагубное явление. Трезвым там трудно находиться. И это достаточно сомнительная, я считаю, индустрия. С 2008 года официально не работаю.

- Все понятно, Илья, ну а как же пенсия?

- В этой стране пенсия – миф. Завтра можно проснуться лишенным всех накоплений. Мне кажется, что пенсия – это когда ты уезжаешь в Юго-Восточную Азию и отлично живешь там на десять тысяч рублей в месяц. Да и люди в тысячу раз более миролюбивые.

- У тебя в гимназии по нигилисту Базарову, наверное, твердая пятерка была?

- Я своего болота патриот. Да, путешествую, но все же возвращаюсь. Если бы не было у меня чувства Родины, давно бы уехал.

- А что, никогда не тянуло? Уехать? Навсегда?

- Все последние годы модно уезжать, к примеру, в Питер. Ничего хорошего я в нем не вижу. Там провинциалы окопались. В каждом подъезде по писателю, художнику, музыканту. Да, если ты большой человек, то большой город для тебя. Но многие из тех, кого я знаю лично, переехав, стали обычными рабочими людьми с окраин, которые ездят два раза в день на метро. Туда и обратно. Мне такой путь повторять не хочется. Я и «Тайболу» расцениваю как магнит. Чтобы показать: вот вы, ребята, отсюда уехали, не прочувствовав это место, его возможностей по-настоящему. Вы его бросили. И это зря.


Откуда есть пошла «Тайбола»

- Давай уже тогда ближе к фестивалю.

- Однажды с друзьями на Соловках сидели у костра, и я предложил сделать что-то свое, северное. Так и родилась идея. К тому же приятели из разных уголков страны так ни разу ко мне в гости и не приехали, а теперь есть повод. Да и край наш сам по себе привлекателен. Многолетнее тотальное бездорожье помогло сохранить нетронутой нашу природу, людей, культуру, и это дает свои ростки.

- Историей тайбольского движения вы пока похвастаться не можете, но все же...

- В 2011 году сделали пилотный слет на Солзе, построили там первого деревянного мамонта. Так вот и реализовалась моя самурайская практика - либо потерять лицо, либо сделать то, что однажды пообещал на Соловках. В 2012 году мы наконец провели первый настоящий фестиваль с этим названием. На что я потратил 50 тысяч рублей, накопленные на зарубежную поездку: купил хорошую бензопилу, топоры, молотки. Еще 50 тысяч занял у мамы. Получилось очень круто. Никто не ожидал. И деньги я вернул, конечно.

- Илья, надеюсь, на сей год мамин бюджет не пострадает?

- Нет. Сейчас мы уже научились писать всяческие проекты и получать гранты. Конечно, много меньше, чем необходимо. Просим триста тысяч – дают тридцать. В другом месте сорок, в третьем пятьдесят. Каждый раз нужно собрать пакет документов – это такой труд адский, а выхлоп не очень значительный. Но что делать...

- Что означает это слово – «тайбола»?

- Это финно-угорское слово имеет хождение в Сибири и на Севере России: непроходимая тайга, густая чаща, болото. Так двести лет назад называли царскую дорогу в Мезенском районе. В Мурманской области есть населенный пункт с этим названием. А в Финляндии, если верить Интернету, оно буквально значит «дурак». Или необразованный человек, деревенщина. Когда я узнал об этом, все сложилось.

- Что все?

- В русских сказках Иван-дурак, который на самом деле не очень-то и дурак, и возвращается к нам в конце повествования Иваном-царевичем. «Тайбола» - это путь к себе, путь от Ивана-дурака к Ивану-царевичу. Да и звучит это слово на слух приятно. Меня, кстати, на первом фестивале полицейские спрашивали про него с прищуром. Наверное, подумали, может, секта какая?

- Поверила тебе полиция на слово?

- Да. У нас тут подобных географических названий: Урзуга, Варзуга, Лявля, Пукса, Пянда, Кянда. Очень нравятся мне эти названия. А «Тайболу» этого года мы постараемся провести на острове Мудьюг.

- Почему именно там?

- Место очень интересное. Там есть проливы Сухое Море и Железные Ворота. Рядом два маяка – «Белая башня» и «Черная башня». Это реально «Властелин Колец». Некая мифология здесь присутствует изначально.

Вторая причина прозаическая: у нас куда ни плюнь – запретная зона. Область большая, но мест для проведения больших мероприятий поблизости от Северодвинска не так-то много. В-третьих, удаленность острова дает надежду на то, что отсеется часть лишних людей. Лишними я называю тех, кому сложно объяснить, что на «Тайболе» не пьют водку и ведут себя культурно. И главное - фестиваль «Тайбола» задумывался как кочующий фестиваль. Он должен открывать людям новые места. Мы, северодвинцы, не знаем Белого моря, кроме ягринского. А до Солзы дойти - там и море, и песок совсем другие. Там есть и черный песок, и красный, потом, к Онеге, появляются камни, скалы. Наверное, это черта русских людей – с пренебрежением и равнодушием относиться к месту своей жизни. Поэтому «Тайбола» - еще и надежда вернуть уважение к морю.

- Вот тут, я думаю, не стоит обобщать.

- Многие в Северодвинске полагают, что живем мы в какой-то «заднице» - тут холодно, мерзко, мрачно, погода всегда плохая, цены высокие...


Будет водное такси

- Илья, вернемся к Мудьюгу.

- Рядом с местом проведения фестиваля находится деревня Патракеевка, ей более 400 лет. А сам остров – конгломерат поморских селений. Отсюда пошло деревянное судостроение, здесь были каменоломни, на Мудьюг раньше заходили туристические суда. Это очень интересное с исторической точки зрения место. Оно не умирает, а, наоборот, восстанавливается. И люди здесь добрые, светлые, чистые. Хочется фестивалем привлечь внимание к Патракеевке.

- Что с транспортом? Как мы будем добираться на «Тайболу»?

- Есть необходимость нанять маломерный флот, и мы над этим работаем. Судов очень мало, но водное такси будет. Будет курсировать от порта Экономия до маяка «Черная башня». Потом, правда, пешком еще пять км придется пройти. А что делать? «Тайбола» - это путь.

- Что еще?

- Для большинства людей - единственная возможность попасть в это прекрасное место. Там, знаете ли, бывает ощущение, что ты находишься в точке пересечения всего на свете! Там видны огни Архангельска, там рядом проходят огромные океанские суда...

- Почему фестиваль «Тайбола» проходит именно в эти дни лета?

- Не потому, как многие думают, что у меня выпадает на них день рождения и что «Тайбола» - корпоратив. Июль – это макушка лета плюс надежда на хорошую погоду.

- Илья, что будет?

- Точно не смогу пока сказать. Есть идея сделать локации «Корабельная верфь» и «Славянское поселение». Будет музыкальная сцена, спортивная площадка. Весь наш джентльменский набор прошлого года вернется. «Тайбола» - не развлечение. Это новые знания, новые люди, некая интерактивная школа самоорганизации.

- Как ты определишь главную тайбольскую идею?

- Своими усилиями можно достичь практически всего. Я не сын богатых родителей, у меня нет покровителей ни во власти, ни в бизнесе, тем не менее колеса крутятся.

- Кстати, а кто твои родители?

- Обычные рабочие люди, трудятся на «Звездочке».

- Мама тебя поддерживает?

- Если бы не поддерживала, ничего бы не случилось.

- Слушай, я вот давно хотела спросить тебя насчет дредов: как ты с ними управляешься?

- Спокойно управляюсь.

- Удачи.

Наталья КОЛОГРЕЕВА


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий