Кто такой в техникуме мастер производственного обучения? Это прежде всего тот, кто знакомит с профессией, кто учит работать и любить свое дело. Это первый наставник и друг. Это воспитатель, показывающий производство. Многие работники нашего предприятия, прошедшие обучение в ПУ-1 (ныне Техникум судостроения и машиностроения) вспоминают своих мастеров с теплотой. Всякое бывало за годы учёбы, но эта ниточка мастер – ученик остаётся на всю жизнь.
Сорок лет отработал в базовом учебном заведении Севмаша мастер производственного обучения Александр Смирнов. На прошлой неделе коллеги провожали Александра Николаевича на заслуженный отдых. Незадолго до этого мы встретились с ним в стенах родного училища, как по привычке называют ТСиМ и преподаватели, и студенты. Общительный, весёлый, энергичный, совсем и не скажешь, что прощается с коллективом. Впрочем, Александр Николаевич пообещал приходить, если потребуется его помощь.
– В училище меня пригласил директор Геннадий Фёдорович Киселёв, – рассказывает Смирнов. – Пришёл сюда в 1979 году, до этого трудился в цехе 55 проверщиком судовым. В принципе, мне было не сложно сменить производство на преподавательскую деятельность. Всю жизнь с детьми проводил много времени. В старших классах возглавлял географическое общество школы. Потом на общественных началах был тренером по хоккею…
Раньше работать было проще – хулиганов видел сразу. Сейчас по мальчишкам не понятно, какие они. Впрочем, кому приходилось больше уделять внимания, в том числе и с воспитательной стороны, тот и запомнился лучше. До сих пор встречаю своих учеников – через дорогу перебегают, чтобы поздороваться.
Если посчитать, за сорок лет Александр Николаевич выпустил около тысячи сборщиков корпусов металлических судов. В разговоре он вспоминал прошлое, сравнивал, как было раньше и стало сейчас, много рассказывал о профессии.
– Наша специальность – сборщик – одна из самых сложных. Прежде чем приступить к работе, необходимо чертёж изучить, техпроцесс… Не забыть применить «золотые правила» сборщика. Думать надо постоянно. Нужно овладеть несколькими специальностями: сборкой, сваркой, газорезкой, уметь пользоваться различным инструментом, приспособлениями. Тяжёлая специальность, – продолжает рассказ Александр Николаевич. – Швеллер, разметка, ватерлиния, контуровочный альбом, спецификация… Обо всём надо помнить. Ещё сборщикам нужно хорошо соображать в математике, геометрии и обязательно интересоваться всем, что делаешь, какую конструкцию собираешь. Всегда говорю об этом пацанам. Когда мой сын спрашивал, откуда я столько знаю, отвечал: «Вот пойдёшь сборщиком учиться, тоже всё узнаешь».
Есть среди выпускников Александра Смирнова мастера, бригадиры. Многие пошли учиться дальше.
Интересно, а можно ли, имея большой педагогический опыт, определить, будет из парня толк или нет, станет ли хорошим сборщиком или всю жизнь на подхвате будет?
– Не сразу, месяца через два, после обучения разметке, рубке, резке, опиливанию, можно увидеть, кто как работает и кто чего стоит. Конечно, когда начался конкурсный отбор в техникум, умные ребята стали приходить. Самый большой проходной балл в прошлом году был у сборщиков. Есть ребята, окончившие школу на 4 и 5.
В разговоре Александр Николаевич много рассказывал о своих выпускниках. Случаи разные бывали. Не каждый сразу находил свою дорогу. Например, одного хулигана брать не хотел, школьный дневник – красный от замечаний. Первый курс отучился кое-как, постепенно привык к дисциплине. Потом предложили тем, кто учится на 4 и 5, поступать в институт. Этот парень за полгода подтянулся, год окончил без троек. Кстати, среди поступивших он один окончил вуз. Вывод: даже троечник может найти в себе внутренний потенциал и добиться в итоге большого результата.
И подобных ситуаций за годы работы было много. Мастер производственного обучения - он ещё и психолог, он работает не только с учащимися, но и с родителями. Старается найти подход к каждому.
Видя, как Александр Николаевич по-отечески, с теплотой рассказывает о своих студентах, спрашиваю:
- Скучать по ребятам будете?
– Думал уже об этом, – отвечает мастер. – Пройдёт пара месяцев, посмотрим. Если будут ускоренные группы с производства – приду, поработаю. С техникумом не прощаюсь. Нужна будет моя помощь – позовут. А пока в планах дача, огород, внучке-первокласснице побольше внимания уделить, потом грибы, ягоды пойдут. Словом, без дела сидеть не буду, не смогу.
Ольга МАРКУС
Газета "Вечерний Северодвинск", 24-2019