Новости Северодвинска и Архангельской области

Спасите нас от мусора!

11.02.2017
Изменить размер шрифта
Не иначе как издевательством над людьми, которые ковали и куют славу российского подводного флота, назвали многие северо-
двинцы идею региональных властей разместить в непосредственной близости от нескольких садоводческих товариществ межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс с полигоном, куда должны свозить мусор из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска и Приморского района. Как не велика Архангельская область, но оказалось, что, кроме как по соседству от дачных домов северодвинцев, межмуниципальную свалку разместить больше негде.

Выбор участка для комплекса оказался делом сложным, признались областные чиновники, именно этот этап сильно затянул процесс реализации проекта по созданию межмуниципальной системы переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов. Соглашение с компанией «Управление отходами», которая готова вложить инвестиции, исчисляемые сотнями тысяч рублей, правительство Архангельской области подписало ещё в 2013 году. Но дело в том, что есть чёткие критерии, которые определяют, где складировать бытовой мусор можно, а где нельзя. В итоге район Рикасихи показался чиновникам самым подходящим. Он относится к землям промышленного назначения, на участке нет водных объектов, береговых полос, прибрежных и водоохранных зон... Там просто рядом дачи, где многие корабелы на своих участках сажают картошку, клубнику, кабачки. 

Как Рикасиха?
Ещё не так давно региональные власти наиболее вероятным местом размещения межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса (далее - ММК) называли район Уймы, а в конце января правительство области внезапно известило народ, что выбор пал на Рикасиху. 
Сразу же после этого сообщения в среде северо-двинских дачников начались волнения.  Несколько крупных СНТ организовали сбор подписей под обращением к властям от людей, которые против того, чтобы после работы на вредном производстве отдыхать в непосредственной близости от межмуниципальной свалки. Только в СНТ «Лайское» за короткий срок было собрано более тысячи подписей. А ещё продолжают собирать подписи СНТ «Беломор», «Север», «Теремок». Свои подписные листы переправили северодвинским активистам и жители самой Рикасихи. При подготовке этого материала корреспонденту «Вечёрки» довелось пообщаться с дачниками их нескольких СНТ. Аргументы против межмуниципальной свалки под боком у всех схожие, люди опасаются, что грузовиками будут разбиты дороги, появятся грязь, неприятный запах, крысы, что по соседству могут поселиться бомжи, боятся дачники и возможных пожаров.
Кстати, в одном из мест сбора подписей люди наотрез отказались фотографироваться для газеты, рассказали, что одному из их активистов уже звонили и спрашивали, не боится ли тот «поднимать волну», в проекте ведь большие деньги будут крутиться. 

Ещё обсудим?
Мощное протестное движение, стихийно организовавшееся в Северодвинске, видимо, стало сюрпризом для областных чиновников. По крайней мере спустя несколько дней после обращения «Вечернего Северо-двинска» в правительство области с официальным запросом министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Константин Доронин объявил, что окончательное решение по выбору места размещения межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса в районе Рикасихи ещё не принято, что вопрос ещё будет обсуждаться в режиме открытого диалога с участием всех заинтересованных сторон.
Хотя за несколько дней до этого чиновники отрапортовали о проведении рабочего совещания с участием председателя правительства Архангельской области Алексея Алсуфьева и о том, что в результате долгих поисков варианта размещения комплекса они остановились именно на участке в районе Рикасихи.

В переработку 40%. Ура?
Сегодня чиновники пытаются успокоить северо-двинцев, поясняя, что при создании ММК будут неукоснительно соблюдаться все требования строительного, природоохранного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Что планируется использовать «самые современные инженерно-технические решения, разработанные при участии ведущих европейских консультантов и успешно реализованные в ряде регионов страны». Чиновники уверяют, что «никаких запахов и других негативных воздействий на окружающую среду, которыми грешат старые свалки, быть просто не может».
При этом сейчас региональные власти скромно умалчивают о том, что в октябре преподносилось как большое достижение. Соглашение, подписанное с ЗАО «Управление отходами», называли уникальным для России. Правительство региона с гордостью сообщало, что «впервые в истории» при проведении конкурса оно одним из критериев установило минимизацию размещения отходов на полигоне. Более 40 процентов поступающего мусора должно быть переработано. То есть после предварительной сортировки меньше половины мусора планируется перерабатывать в твёрдое 
вторичное топливо. Остальное подлежит захоронению.

«Наше дело чистое...»
ЗАО «Управление отходами» декларирует, что придерживается принципов чистоты, открытости и прозрачности. Как минимум, по поводу открытости у корреспондента «Вечёрки» возникли серьёзные сомнения. Переговорить с сотрудниками компании, которые могли бы развеять опасения северодвинских дачников, нам не удалось. На письменный запрос компания ограничилась лишь сообщением, что вопрос выбора участка — дело региональных властей, к ним и посоветовали со всеми вопросами обращаться. Ну а ответы по поводу экологической безопасности в районе ММК посоветовали искать на сайте компании. В общем, прямо на расстоянии ощущалось, как сильно волнуют проблемы северодвинских дачников представителей столичной фирмы. 
На сайт, конечно, заглянули. Там всё очень красиво  в соответствии с «современными мировыми экологическими стандартами». Предполагается покрытие карты полигона защитным слоем геомебраны, прокладка дренажных труб для отвода фильтрата, установка скважин для сбора биогаза (так как метан, образующийся в процессе разложения биологических отходов, является пожароопасным веществом). Москвичи уверяют, что современные технологии захоронения отходов защитят почву и грунтовые воды от проникновения отравляющих веществ. Планируется ли всё это в «нашем» ММК? Каковы всё же экологические риски для северодвинцев и жителей Рикасихи? Какие ЧП возможны, какие нет? Никакой разъяснительной беседы с корабелами чиновники не вели. Не посчитали нужным?

Закон торопит
Благодаря активности, которую проявили северодвинцы, региональные власти пообещали общественности открытый диалог. Только услышат ли корабелов? Именно участок в районе Рикасихи сейчас значится в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Она ещё не принята, предстоит её рассмотрение на заседании регионального правительства. Вот только времени у региональных чиновников практически не осталось. Ведь существует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который и предписывает властям субъектов Федерации организовать деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов. Этот же закон и устанавливает сроки для чиновников. Согласно ему региональные программы в области обращения с отходами с 1 января 2017 года уже должны были начать работать, а не продолжать согласовываться.

Никто кроме нас?
Какова позиция администрации Северодвинска по поводу строительства межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса в районе Рикасихи? Мэр города Михаил Гмырин сообщил, что земли, о которых идёт речь, нашему муниципальному образованию не принадлежат, но отметил, что в вопросе по размещению ММК он поддержит позицию жителей Северодвинска.
Северодвинцы, которые ставили свои имена в подписных листах, понимают, что  мусор, конечно, надо перерабатывать, что надо использовать повторно те материалы, которым можно дать вторую жизнь, и что свалкам на территориях городов не место. Но люди задаются вопросом: почему надо свозить мусор из трёх крупнейших городов региона именно в район дачных кооперативов? Уж северодвинцы-то хорошо знают «прелести» соседства со свалкой — когда загорается мусор на городской свалке (или ему помогают загореться?), дышать становится тяжело во всей старой части Северодвинска. Если уж северодвинцы живут в непосредственной близости от предприятия, где строят атомные субмарины, можно им хотя бы отдыхать не на межмуниципальной свалке?

Оксана КОЗИЦЫНА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий