9 Мая – праздник Тамары Александровны
«Трудная у меня жизнь была, но хорошая. И сейчас хорошая, грех жаловаться!»
Недавно я оказалась в больнице. Первый вопрос от подруги по телефону: «Как соседки? Бабки вредные есть?» Бабки в палате были, но вовсе даже не вредные, а наоборот, просто замечательные. Представились они Любой и Тамарой, первой 82 года, а второй летом будет 89! Женщины эти не говорили о болячках, неблагодарных родственниках и злых соседках, не капризничали с персоналом, избегали разговоров о политике и о грустном. Мне они очень понравились, про себя я звала их Любашей и Тамарочкой. Лечащий врач говорила о нашей палате: «Хорошие у вас тётеньки, оптимистки!» И я убедилась в этом, когда в один из тихих больничных вечеров Любаша рассказала о себе, а следом за ней и Тамарочка.
Любовь Антоновна Дровнина
- Я с Васильком моим - Василием Прокопьевичем Дровниным - хорошую жизнь прожила. Васенька был мастером в ПУ-22. Ребята его любили, даже домой к нам ходили экзамены пересдавать. И он к ним был добрым, строгость только напускал на себя... Жаль, ушёл он от меня рано, уже 30 лет я без него. Сначала думала - за ним уйду, первый год по три раза в день на кладбище бегала. Горевала очень...
Сама я родом из Лешуконского. В город мы приехали в 50-х, я дворником работать устроилась. Мой участок был на проспекте Ленина. Выйду, бывало, в пять утра, коляску с сыном с собой. К семи утра порядок должен быть. Зимой надо лёд сколоть и песком посыпать. Надо, чтоб рабочий народ на завод шёл по чистым, не скользким тротуарам... Уберешь, бывало, а ветры сдуют весь песок... Начальник сердится, велит всё сначала начинать. И посыпаешь снова, иначе премии лишат. Непростой был труд.
А потом уж у меня хорошая работа была – кипятильщицей на заводе. Коллектив был отличный! Что такое кипятильщица? Мы, женщины, кипятили воду для бригад, что на улице в доке работали, да по лестницам высоким к ним туда вверх несколько раз в день кипячёную воду в вёдрах десятилитровых носили.
Мы ахнули! «Ничего себе хорошая работа! Тяжести такие целый день на высоту пятиэтажного дома таскать... Ужас какой!» А Любаша своё:
- Зря вы... Хорошая работа! Нечего жаловаться... Так ведь я ещё квартиры убирала за семь рублей, подъезды мыла, стирала рубашки командированным, бутылочки мыла на «молочке». Много что ещё делала. Сыновей-то нам с Васенькой надо было кормить-одевать, а платили маловато...
И сейчас в 82 года я не скучаю, страхделегатом работаю. Спасибо нашему профсоюзу, что взяли меня на эту работу, а так давно бы рядом с Васенькой легла... У меня есть забота: деньги нашим старикам отнести, проведать, когда болеют, детей, невнимательных к родителям, пожурить, с бабушками одинокими поговорить. А летом у меня ещё и дача, стараюсь всё сама делать, не умею без дела сидеть!
Трудная у меня жизнь была, но хорошая. И сейчас хорошая, грех жаловаться! В магазинах всё есть, квартирка своя, пенсию после 80 лет прибавили, чего не жить? Люди меня уважают. Семья хорошая – два сына, шесть внуков, четыре правнучки и правнук…
И всегда Любаша с улыбкой да с юмором, всё ей интересно: газеты читает, книжку стихов прочитала - обсудила с народом, рассказала сыну однопалатницы, как за огурцами-помидорами в теплице ухаживать, посуду после обеда первая бежит на кухню за всю палату относить! Хороший она человек, беспокойная наша Любаша! Дай ей Бог здоровья, а всё остальное у неё есть, ведь хорошая у неё жизнь, просто замечательная!
Тамара Александровна Кононова
Тамара – невысокая худенькая молчаливая женщина. Как-то увидела я, как поутру она делала на лестничной площадке у окна гимнастику. В разговоры в палате особо не вступала, всё книжки читала. А потом разговорилась и она. Тамара – уроженка Онеги. Мать и отец погибли во время войны. Сама она всю войну трудилась в колхозе, за доблестный труд в те трудные годы имеет государственные награды. В начале 50-х приехала она в Северодвинск нянькой в семью. Поработала, потом пригласили в другую семью – снова в няньки. Была мысль вернуться в Онегу, но тут случайно услышала о наборе на двухгодичные вечерние курсы медсестёр. Поступили туда 124 женщины, молодые и те, кому за сорок, а окончили только 54, в их числе была и Тамара. Остальные не выдержали учёбы. «Трудно было, многие сбежали...» - говорит она. Ведь учиться-то надо было после работы.
Преподавали на этих первых в истории Молотовска курсах врачи наших больниц. Запомнилась Тамаре доктор Баландина, что хирургию вела. Именно она, Лидия Александровна Баландина, знаменитый наш северо-двинский доктор, и привила молодой Тамарочке любовь к хирургии. После окончания курсов в 1955 году стала Тамара Кононова хирургической медсестрой, сначала в порту в поликлинике, а потом в госпитале. Так и трудилась в госпитале до самой пенсии.
- Ох, сколько больных было у нас в 50-х, когда город строился! Молодёжи много болело - военных строителей да моряков. Хирурги у нас тогда молодые были, активные, им хотелось серьёзные полостные операции делать, а тут сплошные фурункулы, абсцессы да травмы производственные. Работа у наших пациентов грязная была и очень тяжкая. Все часто простывали, ведь все они дети войны, ослабленные были очень. Одежда у рабочих плохая была, и ноги всё время мокрые... А какие у нас тогда на Севере витамины были, чтобы иммунитет поддержать? Никаких! Хорошо, что еда была! Трудная тогда жизнь у людей была, очень трудная, но радость была тоже! Мы тогда умели радоваться, да и сейчас не разучились!
Помню, ко мне на перевязки в госпиталь сам секретарь горкома партии Гуськов приходил, я ему ещё и уколы никотинки делала. Так до сих пор вспоминаю, как он мне розу на 9 Мая подарил. Очень красивая роза...
А спортом я уже давно занимаюсь, почти 30 лет хожу в группу здоровья, не пропуская. Стараюсь не валяться зря в кровати, а больше ходить пешком, даже здесь, в больнице, лифтом не пользуюсь, вообще, стараюсь больше трудиться и двигаться. Дача у меня есть, домик щитовой небольшой, стол, стул, кровать да печка... А что ещё мне надо? Почти 89 лет мне, а я чувствую себя неплохо, дети, внуки есть, спорт любимый есть, подруги, природа, огород! Люди меня уважают, всегда в День Победы меня на трибуны для почётных гостей приглашают! И мне хорошо жить! Чего и вам желаю.
И Тамарочка сдержанно улыбается...
* * *
Вот такие мировые были у меня соседки по палате. Может, кто-то помоложе скажет: «Эх, женщины, что ж вы всё это терпели... Не терпеть надо было, а бороться за лучшую жизнь...» Но так скажут те, кто не жил в то суровое время, и не нам судить их. Ведь они выстояли вопреки всем тяготам и не потеряли в себе главное – умение быть счастливыми и позитивными и радоваться жизни. На таких, как Любаша и Тамарочка, всегда держалась и сегодня держится Россия.
С женским праздником вас, дорогие мои! Дай Бог вам и вашим семьям благоденствия и радостей земных. А вам лично - долгих и здоровых лет, пусть ваш оптимизм поддерживает вас и тех, кто рядом с вами. Мне с вами было очень хорошо! Низкий вам поклон!
Татьяна БУКУРОВА