Новости Северодвинска и Архангельской области

«Золотая рыбка». Угрозы сняты

02.05.2015
Изменить размер шрифта
«Золотая рыбка» в финальной стадии. Фото Семёна Лишицы

В перечне атомоходов, утилизированных на ягринской верфи, этот корабль занимает особое место.

В последних числах марта специалисты и рабочие «Звездочки» завершили выгрузку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и герметизацию реакторов АПЛ К-162 – знаменитой и именитой «Золотой рыбки». 

Прорыв состоялся
АПЛ К-162 известна даже далеким от подплава людям. Уникальный корпус из титановых сплавов, оригинальные атомные реакторы, перспективные крылатые твердотопливные ракеты. При проектировании корабля было принято решение не использовать на нем освоенные промышленностью системы автоматики, оборудование, приборы и материалы. Лодка строилась для технологического прорыва, и он состоялся. Уже в ходе государственных испытаний корабль показал невиданные ранее скоростные характеристики, разогнавшись на мерной миле до 42 узлов при 80% мощности реакторов, а спустя некоторое время корабль поставил абсолютный мировой рекорд подводной скорости, не побитый до сих пор. При полной мощности энергоустановки «Золотая рыбка» достигла скорости 44,7 узла.
В 1988 году, после двух десятков лет службы, К-162 была выведена из состава флота и впоследствии отправилась для утилизации на ПО «Севмаш», где долгое время стояла ошвартованной у одного из причалов.

В июле 2009 года с соблюдением всех военно-морских традиций уникальную субмарину передали центру судоремонта «Звездочка». К-162 встала к своему последнему причалу.

Уникальный корабль уникален во всем. Его утилизация не стала исключением. Наиболее сложной частью проекта стала выгрузка отработавшего ядерного топлива. Конструктивные особенности реакторов  К-162  не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся для выгрузки реакторов утилизируемых АПЛ других проектов. «Родной» же комплект перегрузочного оборудования проекта 661 применялся для перезарядки реакторов лишь один раз, тридцать лет назад, и, как показала его эксплуатация, уже тогда требовал серьезной конструктивной доработки. В нынешнее время использование этого оборудования для безопасной выгрузки ОЯТ казалось вообще невозможным. Срок его службы истек полтора десятка лет назад, длительное хранение в неподобающих условиях привело часть перегрузочного оборудования в негодность. Какая-то часть оснастки была вообще утеряна. Стало понятно, что привычные для «Звездочки» схемы утилизации АПЛ в случае с «Золотой рыбкой» неприменимы. Времени на продолжительные дискуссии тоже не оставалось.

Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, разработка комплекта проектно-технологической документации, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали значительных бюджетных средств, запланировать которые в тот момент не представлялось возможным. Впрочем, благодаря усилиям ГК «Росатом» и АО «ФЦЯРБ» удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ К-162 в перечень проектов Фонда поддержки экологического партнерства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского банка реконструкции и развития.

Неординарное решение
После всестороннего обсуждения проекта было принято неординарное решение: на первом этапе выполнить утилизацию носовой и кормовой оконечностей лодки, сформировать трехотсечный блок и выполнить работы, обеспечивающие его непотопляемость. Параллельно вести работы по восстановлению комплекта перегрузочного оборудования, его конструктивной доработке и изготовлению дополнительной оснастки. Работы же по выгрузке ОЯТ из реакторов решили провести на завершающей стадии проекта.

Такой подход в корне противоречил существующему регламенту утилизации АПЛ. Для разрешения этого противоречия пришлось разрабатывать новые документы, согласовывать их в десятках инстанций, организовывать взаимодействие проектных организаций. Координировать эту работу пришлось автономной некоммерческой организации «Аспект-Конверсия». Специалисты «Звездочки», комментируя участие «Аспект-Конверсии» в проекте утилизации «Золотой рыбки», высказали единодушное мнение, что без Анатолия Цубанникова – руководителя проекта со стороны «Аспект-Конверсии» и ее директора Николая Шумкова начало выгрузки ОЯТ с К-162  могло бы отсрочиться на долгие месяцы, а то и годы.

Оперативно отрабатывали свои задачи и другие участники проекта. ОАО «НИКИЭТ им. Доллежаля», являясь проектантом реакторов, обеспечило сопровождение всех работ, связанных с ними. Конструкторы ОКБМ им. Африкантова включились в работы по проектированию усовершенствованного комплекта перегрузочного оборудования. Крыловский центр проверил и выдал заключение о готовности «Звездочки» к выполнению работ по выгрузке ОЯТ. Центр технологии судостроения и судоремонта принял участие в разработке документации по оснащению берегового комплекса выгрузки. НИПТБ «Онега» выполнило разработку технологии выгрузки и спроектировало технологическую оснастку. 

Управляющим центром проекта стало бюро маркетинга и договорной работы УТНиСО под руководством Алексея Долганова. Как отмечает сам Алексей, значительным подспорьем в его работе стал организационный задел, созданный на начальном этапе работ по подготовке «Звездочки» к выгрузке ОЯТ из реакторов К-162. Огромная заслуга здесь принадлежит заместителю начальника управления Максиму Шептухину. Он руководил проектом не только на подготовительной стадии, но и на этапе утилизации корпусных конструкций лодки и формирования трехотсечного блока.

Сложности проекта по выгрузке ОЯТ с «Золотой рыбки» не ограничивались только лишь инженерно-технологическими особенностями лодки. Пришлось проделать огромный объем организационной работы: договоры, тендеры, согласования, разногласия сторон, переговоры, отчеты. Груз этой работы несла группа Евгения Баранова и Натальи Самутиной.

Работы по утилизации К-162 начались в 2010 году. «Золотая рыбка» была поставлена в плавдок, и на ее борт поднялись газорезчики. Титановые корпусные конструкции требовали от рабочих и инженеров «Звездочки» беспрецедентных мер по профилактике возгораний при разделке корпуса. Титан и огонь – опасное сочетание, а пожар на лодке с невыгруженным топливом – ЧП высшего класса опасности. Несмотря на огромный объем огневых работ на борту К-162, за весь период утилизации корпусных конструкций не было допущено ни одного возгорания. Работы по формированию трехотсечного блока и спуску его на воду были выполнены без происшествий. Часть угрозы от «Золотой рыбки» была снята. Необходимо отметить, что в ходе корпусных работ «Звездочка» приложила усилия к тому, чтобы сохранить в целости рубку легендарной лодки. Сегодня она хранится на предприятии и, возможно, когда-нибудь станет частью мемориала, посвященного труду северодвинских корабелов. Неловко получается, но сегодня в городе, построившем отечественный атомный подводный флот, нет никакого символа, иллюстрирующего эту специфику города.

Риски все же оставались
В 2011 году трехотсечник «Золотой рыбки» стал участником масштабных учений по ядерной и радиационной безопасности. По легенде учений, именно на нем произошел неконтролируемый выброс радиации, сопровождающийся пожаром. В учениях были задействованы силы и средства «Звездочки», Севмаша, специализированных пожарных частей, муниципальных и областных структур. За учениями наблюдали представители МАГАТЭ, которые дали высокую оценку действиям участников.

В мае 2013 года «Звездочка» приступила к выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов К-162. Несмотря на тщательную проработку проекта, определенные проблемы и риски все же оставались. Реакторы уникальные, топливо находится в них более 30 лет, и фактическое состояние сборок неизвестно. Несерийность реакторов и перегрузочного оборудования могла вызвать возникновение нештатных ситуаций, как в ходе испытаний, так и в ходе выгрузки, а это бы потребовало доработок, ремонтов, увеличения сроков и стоимости. 

После работ по испытанию комплекта перегрузочного оборудования трехотсечный блок К-162 был поставлен в плавдок, реакторный отсек был вскрыт, смонтированы площадка выгрузки и технологическая оснастка. Завершились испытания комплекта перегрузочного оборудования. Началась выгрузка топлива. Свыше семисот радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры. Каждая из топливных сборок несет в себе колоссальную угрозу. Малейший сбой, незначительное нарушение технологии могут стать причиной аварии с тяжелейшими последствиями.

В августе 2014 года первая кассета с радиоактивным стержнем из реактора левого борта была перемещена в транспортный контейнер. Работа началась. Ежедневно лодку покидало до двадцати топливных сборок. Не обошлось и без шероховатостей. Выгрузка центральной компенсирующей группы реактора левого борта выявила незначительные недостатки перегрузочного оборудования.

Реактор левого борта был выгружен к 1 декабря 2014 года, а 18 марта 2015 года завершилась выгрузка ОЯТ и из второго реактора «Золотой рыбки». К концу марта оба реактора были герметизированы. Осталось убрать технастил и оснастку, вернуть на место съемный лист прочного корпуса и подготовить трехотсечник к буксировке – установить леера, буксирное устройство, сигнальные огни. В предстоящую навигацию трехотсечник К-162 будет отбуксирован в Сайда-губу на Кольском полуострове. Там его поднимут на берег, подготовят реакторный отсек и переведут в пункт долговременного хранения. История самого быстрого атомохода завершится. Усилиями сотен работников «Звездочки», проектных институтов, предприятий кооперации завершение этой истории стало безопасным.

Алексей МОРОЗОВ
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий